Юбилейный, 30-й кинофестиваль «Виват кино России» начался символично – с полуденного выстрела пушки Петропавловской крепости, который произвела Светлана Крючкова, в свое время сыгравшая дочь Петра I, императрицу Елизавету. Петербургский киносмотр, разумеется, не мог пройти мимо самого статусного юбиляра этого года. Благо, у Петра Великого фильмография  внушительна — в истории отечественного кинематографа первый российский император фигурирует больше 20 раз. 

Началась киноистория Петра в 1910 году, когда отечественный кинематограф ещё только зарождался. Наивная, как лубок, немая картина Василия Гончарова и Кая Ганзена не была шедевром и не осталась в народной памяти. В отличие от фильма Владимира Петрова, снятого в конце 1930-х годов по роману Алексея Толстого. Воплощённый Николаем Симоновым образ самодержца, неистового в своем  стремлении перевернуть патриархальный быт России, на десятилетия стал каноническим. Алексей Толстой оказался прав, когда утверждал: не важно, что актёр не похож на своего венценосного героя, страна запомнит Петра Великого именно таким.

Кстати, первым экранизировать роман «красного графа» хотел молодой Сергей Герасимов. Но свою мечту он смог воплотить лишь полвека спустя, сняв дилогию о юном царе, рубящем окно в Европу с энтузиазмом Павки Корчагина. На исходе застойных 70-х годов такой Пётр напоминал зрителю об уже позабытом образе сильного лидера, ведущего отечество к светлому будущему.  Удивительно ли, что сыгравший главную роль Дмитрий Золотухин получал письма с обещаниями «всегда любить свою Родину»? 

Александр Митта, взявшись пофантазировать на тему биографии арапа Петра Великого, хотел рассказать о судьбе интеллигентного человека в неинтеллигентном мире. Но император  перетянул одеяло на себя, а точнее Алексей Петренко – ради него был переписан сценарий, и Пётр Алексеевич из эпизодического персонажа стал стержнем, вокруг которого вращается сюжет лёгкой и даже водевильной мелодрамы про влюбленного арапа. 

Если в фильме Митты Пётр I показан умным правителем, остро переживающим за судьбу страны, то в 1990-е годы царю-реформатору предъявили счёт в духе Фёдора Михайловича Достоевского: разве стоили все его усилия перевернуть страну пролитой им крови и прежде всего собственного сына, в картине Виталия Мельникова, обретшего едва ли не иконописные черты.

Спустя столетие после первого своего появления на экране, Пётр Алексеевич вновь возник – не бездушный отец и победоносный правитель, а бесконечно одинокий на своей вершине власти. Но Владимир Бортко в своем многосерийном фильме не просто рассказал историю трёхсотлетней давности, а связал прошлое с настоящим.