Кто живет в башнях старого Петербурга? И зачем монахи из Тибета приезжают в «Дом-утюг» на Пяти углах? Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Продолжая разговор об особенностях нашего города, давайте посмотрим наверх. На башни. Здесь мы можем обнаружить тоже много парадоксов. С одной стороны, всем известно такое понятие, как небесная линия Петербурга. То есть наш город — самый плоский с точки зрения высотной застройки, что позволяет наблюдать это уникальное архитектурное явление — Петербург. Нельзя было застраивать город выше Зимнего дворца.
Но в то же время, именно у нас, здесь, на берегах Невы, стоит самый большой небоскрёб в Европе — Лахта Центр. Высота более 400 метров. Как это сочетается? Невероятно! Ещё со времён Пушкина мы знаем: «По оживлённым берегам, громады стройные теснятся дворцов и башен; корабли толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…». Башни Петербурга — это особое явление. Вот, в Москве есть башни Кремля. А у нас — башня Иванова, где Блок впервые прочитал «Незнакомку». Чуковский так описывал это событие. «…В белую петербургскую ночь мы, художники, поэты, артисты, опьяненные стихами и вином — а стихами опьянялись тогда, как вином, — вышли под белёсое небо, и Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый, взобрался на большую железную раму, соединявшую провода телефонов, и по нашей неотступной мольбе прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя её гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас её очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами, и вдруг, едва только он произнес последнее слово, из Таврического сада, который был тут же, внизу, какой-то воздушной волной донеслось до нас многоголосое соловьиное пение». И много других в Петербурге башен и башенок. Очень интересных, уютных, загадочных.
Или ещё пример. Помните, башенка на куполе Исаакиевского собора, где по ночам горит свет? И для многих это тоже какой-то почти сказочный образ. Маленькая башенка, в окошке которой горит свет.
А какие ещё есть башенки? Кто в них живёт? И какие тайны они хранят? Об этом нам расскажет Наталия Бандурина».
Любой, даже самый фальшивый на эмоции экскурсовод-любитель, может и будет рассказывать о том, какое это мистическое место в Петербурге — Пять углов. Знаменитый перекресток круглосуточно работает для туристов, которые хотят загадать желание. Только избранные попадают в святая святых — башню «Дома-утюга». Вот где действительно творится волшебство.
Сергей Семкин, художник, фотограф, а еще негласный «смотритель маяка», в который как будто превращается башня, когда под самым куполом зажигается свет. Уже 15 лет у Сергея здесь мастерская.
Писатели и музыканты — постоянные гости башни. Идут сюда за вдохновением. Слава петербургского «места силы», дошла даже до Тибета, монахи специально приезжают в мастерского Сергея, чтобы помедитировать. Он счастливый человек — может это делать хоть 24 часа в сутки.
Если задаться целью, не смотреть себе только под ноги, а начать разглядывать фасады и крыши, сомнений не останется: Петербург — город башен и башенок. Причем самых разных конструкций и стилей. Они как литературные персонажи со своими характерами и образом жизни.
Пряничный домик, или дом-терем на Колокольной улице, в котором вполне себе могла бы жить какая-нибудь царевна. Так называемый неорусский стиль во всем. Сводчатые окна, кирпичная кладка, разноцветная керамика и, конечно, башни.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Сразу 4 купола на одной крыше, хорошо видно, где совсем недавно латали кровлю, а где нет. На одной башне осталась металлическая мозаика, ее реставрировали в 60-х прошлого века. Но она наиболее похожа на ту, которая была здесь с самого начала».
Дом-терем на Колокольной, несбыточная мечта о жизни в деревне архитектора Николая Никонова, отличные декорации Московской Руси в европейском Петербурге.
Улица Барочная дом, 2. Доходный дом Кейбеля. Попадаем совсем в другую сказку, про принцессу Рапунцель, заточенную в башне. Это уже братья Гримм.
Квартира, часть которой занимает эркер, сегодня занята коливерами. Молодые люди распределили между собой пространство и в той части, которая расположена в башне. Действительно, живет девушка, биолог по образованию. Она заселила башню цветами, которые цветут здесь в любое время года.
Совсем другой Петербург — не сказочный. Строгий, промышленный, красного кирпича, остается в образе водонапорной башни. Как из рассказа Пелевина, на нее смотрит старик, с тем как она ветшала, прошла и его молодость. И таких памятников судьбам простых рабочих в городе десятки.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Судьба водонапорной башни в Приморском районе печальная, она уже давно не используется по назначению, понятно, не реставрируется, окружена новостройками со всех сторон. А могла бы стать арт-объектом или вписаться в проект современной застройки. Как это получилось здесь, в Красногвардейском районе. Водонапорная башня 19 века — местная достопримечательность».
Это все, что осталось от Охтинской мануфактуры. Когда-то здесь стояли огромные резервуары с водой. В 90-х все растащили на металлолом, даже поручней не осталось.
Новые хозяева следят за помещениями и пока не придумали для них применения. Может быть, сделают выставочную зону для художников, а может, оставят все как есть. Главное, что ее сохранили.
Ну и, наконец, если говорить о самой «петербургской» башне, то это конечно башня Иванова в доме на Таврической улице. Квартиру под самыми облаками занимал философ и поэт Вячеслав Иванов, который в 1905 году организовал у себя дома литературный салон. Здесь были Мандельштам и Гумилев, Блок прочел «Незнакомку» именно в этой квартире.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Они так и говорили: встречаемся «на башне», а очевидцы рассказывали, что кроме того, что Анна Ахматова здесь прочитала свои первые стихи, так еще и упражнялась в исполнении акробатических этюдов. Одним словом, полиция сюда приезжала часто. И не стихи послушать, а угомонить разбушевавшихся поэтов».
Активисты-краеведы мечтают открыть там музей, но это невозможно. Помещения находятся в частной собственности, в башню никого не пускают. Уже много лет она не видела реставрации, все, что удалось сделать, это установить памятную доску о том, какое значение для города имеет это место.
Говорят, у Петербурга низкое небо. Из-за постоянных свинцовых туч, которые обволакивают крыши. Если так, то городские башни — это корабли, которые неспешно плывут, приставая то к одному, то к другому облачному острову. И путешествие это может быть бесконечным. Надо только запастись воображением.