До него никто не собирал и не объединял в единый справочник столь подробную информацию об исторической застройке города. Как нельзя химию представить без таблицы Менделеева, так и Петербург без другой периодической системы — Бориса Кирикова. Репортаж Наталии Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И в продолжение темы, про историческое наследие нашего города. Давайте поговорим о тех, кто готов всю жизнь отдать этому великому делу — сохранению Петербурга. К сожалению, на одного такого подвижника в наших рядах стало меньше. Как уже сообщалось, на 74-м году жизни скончался Борис Михайлович Кириков. Один из величайших историков архитектуры. Человек, который, по сути, открыл типичный Петербург. Модерн Петербурга. Автор более 40 монографий, посвящённых нашему городу. Про его книги специалисты часто говорят: это библия истории петербургской архитектуры. На них воспитываются все те, чьё призвание так или иначе связано с изучением феномена архитектуры города на Неве. Вот у меня лишь две такие книги. Наличие их в своей библиотеке — это обязательное условия для каждого интересующегося своим городом петербуржца. Итак, Борис Михайлович Кириков. Хранитель, переписавший Петербург. Как он стал первооткрывателем так называемого типичного Петербурга? Почему краеведение нашего города можно разделить на то, что было до Кирикова, и то, которое останется теперь, после него? Наталия Бандурина продолжит тему».
Наталия Бандурина,корреспондент: «Что необходимо сегодня, если ты начинающий краевед-любитель или просто интересующийся историей города человек? Разумеется, удобный сервис, где есть информация про тот или иной объект. Ну, допустим, Кронверкский проспект, дом 1».
Удобно. Все, что нужно знать о доме — в два клика. Но этого бы всего не было, если бы не один человек, и звали его Борис Михайлович Кириков. До него никто не собирал и не объединял в единый справочник столь подробную информацию об исторической застройке города. Как нельзя химию представить без таблицы Менделеева, так и Петербург без другой периодической системы — Бориса Кирикова.
Коренные жители Петербурга. Именитые, с богатой родословной дворянские особняки. Экстравагантные, но при этом таинственные дома в стиле модерн. Практичная промышленная застройка. Очень разные характеры и судьбы. Далеко не каждому они открывали душу. А Кириков смог с ними подружиться, он знал про них все.
Он брал карту города и шел с ней гулять. От одного здания к другому. После — ручкой заштриховывал адрес, через какое-то время кварталы с исторической застройкой полностью покрылись чернилами. 8 раз Кириков обходил здание Московского вокзала, а когда удостоверился что строение не имеет охранного статуса — не находил таблички, — делал все, чтобы эту ошибку исправить. Именно Борис Михайлович доказал, что дом Зингера и дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» — памятники архитектуры.
ВЛАДИМИР ЛИСОВСКИЙ,доктор искусствоведения, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина: «С этими памятниками было все неоднозначно. Многие, как и я, считают до сих пор, что они являются диссонирующими в городском интерьере объектами, а Борис Михайлович доказал, что их нужно охранять. Кириков нащупал какие- то ходы композиционные, а это было сложно. Вот у барокко есть особенности узнаваемые, а у модерна нет. Если хотите, он вообще доказал, что есть такой стиль — модерн».
В марте 1959 года, в Ленинграде принято постановление о мерах по улучшению эксплуатации государственного жилищного фонда. Иными словами, все дореволюционные постройки подлежали капитальному ремонту. В домах в центре города, наконец, появляются ванные, комнаты. А все «ненужное» убирают.
Старинные камины попросту выбрасывали на помойку. Туда же отправлялись украшения из керамики с фасадов домов. Уничтожали все, что считалось непрактичным и нефункциональным. Кириков с коллегами буквально мог сорваться ночью на место таких погромов. В музее истории города элементы художественного убранства сохраняли и реставрировали.
Уникальное майоликовое панно с деревянного особняка Брэмме на Васильевском острове.
АНАСТАСИЯ ДОЛГОВА,ученица Б.М. Кирикова, старший научный сотрудник НИИТИАГ: «Их демонтировали в 70-е годы, а когда расчищали, то обнаружили инициалы «БМК». Мы шутили, что это были инициалы «Борис Михайлович Кириков»».
Печные изразцы из доходного дома Балаева, облицовочная плитка из дома Штакеншнейдеров с Миллионной, 10. Облицовка печи «Брунгильда» из дома на Лермонтовском 31. Сегодня, когда в городе настоящий краеведческий бум, невозможно поверить, что все это могло просто погибнуть на свалке. А тогда нужно было обладать смелостью, чтобы вступить в поединок с системой.
ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВА,хранитель Фонда живописи и графики истории города Государственного Музея истории Санкт-Петербурга: «Они вечером выезжали, ведь там было очень много желающих поживиться, и было даже иногда опасно, но это был один из видов работ музея истории города. Мы всегда знали что он один из лучших специалистов по истории архитектуры, но только сейчас мы понимаем, что это огромная потеря».
Личный кабинет в квартире Бориса Михайловича. Все как при его жизни. Идеальный порядок на рабочем столе. Книги, папки с рукописями. Удивительно, что нет компьютера. Все свои книги Борис Михайлович написал, а не напечатал.
МАРГАРИТА ШТИГЛИЦ,вдова Б.М. Кирикова: «Вот, посмотрите, это все рукопись, он мог и переписать ее, 400 страниц. Он считал, что компьютер — это механика, а рукопись обладает душой. Он мог сказать на память, в какой папке, на какой странице у него записана та или иная информация. Он все помнил наизусть».
Никогда он даже не задумывался о том, чтобы уехать из Петербурга. Борис Михайлович любил все в этом городе. Всей душой, переживал за то или иное здание. Старался помочь ему, если это было необходимо. Петербург потерял лучшего друга. Но остались его книги — бесценный справочный материал и одновременно история дружбы человека и лучшего города на земле.