Как известно, Пётр Первый вникал во всё – в строительство кораблей, городов, обустройство фонтанов, развлечение и дресс-код жителей своей страны. Мог ли он остаться в стороне от кухни и того, что на ней готовили? Ответ очевиден.
И на Стрельнинской мызе Пётр Первый оборудовал опытный огород, где выращивал то, что прежде на Руси и не росло – от артишока и подсолнуха до картофеля и редиса. Кстати, этот красный хрустящий корнеплод так пришёлся по царскому вкусу, что без него Пётр Алексеевич не садился за стол, а одним из его любимых десертов была редиска, пропитанная патокой. Но все же не редиска удостоилась честь стать нашим национальным продуктом.
ЕЛЕНА КУЗЬМЕНКО,начальник участка «Территория у Дворца Петра I» отдела заповденых территорий ГМЗ «Петергоф»: Пётр I в конце 90- годов XVIII века прибывает в Нидерланды по корабельным делам и впервые пробует картофель Он ему настолько понравился, что решает развести этот необыкновенный овощ и на земле российской.
Говорят, Пётр I самолично высадил первую грядку картофеля в своем огороде на Стрельнинской мызе. Легенда это или нет, в любом случае российская история картофеля началась именно с этого места. Но еще целый век заморскому корнеплоду противостоял отечественный – репа, о котором сегодня мы вспоминаем только по поговорке «проще пареной репы».
ЕЛЕНА КУЗЬМЕНКО,начальник участка «Территория у Дворца Петра I» отдела заповденых территорий ГМЗ «Петергоф»: Люди её ели жаренуюю варёную, пареную. Кстати, немногие знают о том, что у репы использовалось в еду не только корнеплод, но и вершки. И заквашивались в бочках, как белокочанная капуста. Из репы делались репные щи. готовились репный квас. с такой легкой горчинкой, который великолепно утолял жажду крестьян.
Ну тем временем картошка исподволь проникала на русский стол, вначале на царский – императрица Анна Иоанновна любила подавать в конце приёма модный десерт – картофель с сахаром. Деликатес был настолько дорог, что гостям доставалось по паре небольших клубней.
Настоящий картофельный прорыв случился благодаря арапу Ганнибалу, крестнику Петра и прадеду Пушкина. Ему был отпущен долгий век и уже при Екатерине Второй он купил усадьбу Суйда в 50 километрах от Петербурга и вдали от придворной суеты принялся выращивать картофель.
НАДЕЖДА ЖИРНОВА,заведующая Музеем-усадьбой «Суйда»: В этом сундуке Абрам Петрович Ганниьбал привёз в Суйду картофель. Екатерина II поручает Ганнибалу культивировать картофель и в 1765 году он уже отчитывается ей, что «…в Суйде плоды используются в еду» и всё хорошо.
В конце концов сытная картошка победила малокалорийную репу. А спустя десятилетия великий генетик Николай Вавилов основал в Суйде первую в СССР селекционную картофелеводческую станцию, где вывели новый сорт картофеля под названием «Ганнибал», в народе известный как «Синеглазка». Могила же первого российского картофелевода Абрама Петровича затерялась, осталась лишь стела, напоминающая о нём. И по иронии судьбы в первые годы Советской власти эти поля засеяли именно картошкой, без которой мы теперь никуда…