Петергоф, Нижний парк. Дворец «Монплезир», архитекторы – А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти, годы постройки: 1714 – 1723

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Наталья Викторовна, правильно ли я понимаю, что Дворец «Монплезир» принято называть самым любимым дворцом Петра Первого?
НАТАЛЬЯ ШТАРЕВА,хранитель музейных предметов «Дворца «Монплезир» ГМЗ «Петергоф»:

Да, совершенно верно, Дворец «Монплезир» один из самыъ любимых дворцов Петра Первого, один из самых ярких дворцов Петергофа этого периода. Строился дворец на южном берегу Финского залива, отвоёванном у шведов. Причём строился Монплезир и вообще Петергофская мыза не на пустом месте — здесь находились 24 деревни с населением около двух тысяч человек, здесь жили ингерманландцы. Первоначально дворец называли Приморским за близость к морю, «Голландским домом» и впоследствии стали называть дворец «Монплезиром» — ведь Пётр Первый сам начертил план этого дворца и место выбрал сам, и подписал «mon plaisir» — в переводе с французского «моё удовольствие».

Первоначально Пётр задумал дворец поменьше — только три комнаты, это 1718 год. Но когда Пётр Первый путешествовал по Европе, он решил удлинить свой дворец, достроить, вот к 1721 году появляются Западная галерея, Восточная галерея и два люстгауза — то есть общая длина дворца около 60 метров.

Во дворец очень много окон, безумное количество — их 55! Потрогайте, пожалуйста. Что вы можете сказать? Вот это «лунное стекло». И сейчас у нас окна облицованы простым стеклом и поэтому при взгляде на дворец вот такой-какой-то… провал. А если мы приложим «лунное стекло» — то здание имело совершенно иной вид.

Прикрыли двери и оказались, модно представить — внутри лаковой китайской шкатулки. Стены от пола до потолка облицованы лаковыми панно. Всего здесь 94 панно со сценками из жизни китайцев. Предназначен кабинет для хранения китайского и японского фарфора, а стоил фарфор безумных денег. И Пётр I мечтает построить такой дворец, который прогремел бы на всю Европу — и во эти лаковые панно это работа не китайских, не японских мастеров, а работа мастеров адмиралтейского ведомства. Руководил работой — вот опять же почему «Голландский домик» — голландский мастер ван Бронкхорст. С 1717 по 1719 годы создаётся проект «Лакового кабинета», после создания проекта Пётр I его одобрил и с 1719 по 1921 год в течение года и семи месяцев мастера выполнили лаковые панно. Особенно хороши верхние полочки консоли — это целый оркестр «путти», вот этих малышей, играющих на всевозможных музыкальных инструментах. Один из «путти» отличается — у него на ногах шерсть и копытца, это маленький Вакх, он попал в оркестр «путти». Шутка такая.

Самый парадный, самый торжественный интерьер дворца, высота около семи метров, росписи во дворце выполнял Филипп Пильман, он приехал в Россию вместе в Леблоном. Петру I очень нравились работы Пильмана, эти росписи говорили о том что Россия становится такой просвещённой державой.

Есть такое историческое заблуждение, «исторический анекдот»: Пётр был строгим, он пишет определённые правила, были так называемые «штрафные» – наказание штрафными рюмками. «Штрафная» выглядела немножко по-другому, около 500 миллилитров, пол-литра крепкого напитка (здесь явно больше литра). А история такая: Пётр I получил звание императора в 1721 году и король Фридрих в качестве признания его императорского титула подарил Петру Первому кубок с крышкой и надписью «правое дело всегда побеждает» . Кубок, подаренный Фридрихом, использовался только в торжественных случаях, имел репрезентативное значение.

Кухня в дворце — ну это как-то не принято было в русских теремах, это всё отдельно находилось, в особых пристройках, и это как раз новшество голландской архитектуры, что в доме располагается кухня. Это единственное помещение, где нет росписи, но, обратите внимание — вместо великолепных росписей Пильмана здесь представлены вот эти вот плитки. Плитки производили в Голландии, и существуют сведения, что в 1715 году привозили около 10 000 плиток, 50 вариантов рисунков. Вообще на голландских плитках 500 вариантов рисунков, но для «Монплезира» использовали 50.

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Кабинет Петра Первого. Я правильно понимаю, что это вообще самый первый кабинет в России?
НАТАЛЬЯ ШТАРЕВА,хранитель музейных предметов «Дворца «Монплезир» ГМЗ «Петергоф»:

Да, вы правы. Здесь всё напоминает о море и кораблях — дубовая облицовка стен делает кабинет похожим на каюту корабля, а внизу на изразцах изображены 16 типов кораблей петровского времени: галеры шхуны, боты, биги, каравеллы. С морем ассоциируется и вот этот овальной формы плафон, она называется «Обезьяны». Их привозили морем, продавали на Стрелке Васильевского острова этих невиданных заморских животных.

На столе представлены принадлежности для курения. Я сейчас вам покажу тот сорт табака, который предпочитал Пётр I, я сейчас его немножко поворошу и можете его….

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
Да, табак на самом деле….   Спальня Петра. Он тут сам спал?
НАТАЛЬЯ ШТАРЕВА,хранитель музейных предметов «Дворца «Монплезир» ГМЗ «Петергоф»:

Да. Стены обиты тканью, они придают уют. Согревались — вот есть такая жаровня. Это испанская жаровня — можно понять вот эти тазы, они имеют ручки, положить сюда угли или горячие камни, которые, остывая, отдавали тепло. На кровати подлинное одеяло Петра I. Причём вышивка выполнена рукой Екатерины I.

Пётр I любил этот дворец и когда приезжал в Петергоф, останавливался именно в «Монплезире», в спальне и говорил, что « мне нигде так не отдыхается как в Монплезире, а во сне море и корабли вижу».

АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:
А как же Большой дворец, неужели н был к нему так равнодушен? Или он только для государственных приёмов?
НАТАЛЬЯ ШТАРЕВА,хранитель музейных предметов «Дворца «Монплезир» ГМЗ «Петергоф»:
Конечно. А это — такой вот милый уютный дом.