В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Мальцева, куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг.

Ксения Бобрикова,ведущая:
Большой утренний эфир на телеканале «Санкт- Петербург» продолжается. В эфире Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня мы хотим раскрыть вам тайну. Если вы думали, что иконописную живопись можно увидеть только в Русском музее или Третьяковской галерее, то вы сильно ошибались. В Эрмитаже открыта постоянная экспозиция древнерусской иконописи 14 — начала 18 веков.
Тимофей Зудин,ведущий:
Здесь представлено более 80 икон, многие из которых настоящие шедевры. О том, как собиралась эта коллекция, не теряет ли икона своей святости, находясь в музее, мы спросим у нашей гостьи.
Ксения Бобрикова,ведущая:
А у нас в гостях куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела Истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фондов русской иконы, рукописных и старопечатных книг Ольга Никандровна Мальцева. Для многих стало открытием, что в Эрмитаже есть целая постоянная экспозиция древнерусских икон. Почему только к сороковым годам прошлого века Эрмитаж стал её наполнять, собирать? Почему не сделал этого раньше?
Ольга Мальцева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Дело в том, что отдел Истории русской культуры был организован в сороковые годы прошлого века. Музей был задуман Екатериной Второй, как музей Западно-Европейского искусства. Коллекции закупались, собирались: картины, памятники, позднее в отделе Востока византийские иконы. С развитием Эрмитажа, как музея, стало понятно, что необходим русский отдел. Как часть мировой культуры, истории искусства мира.
Тимофей Зудин,ведущий:
Откуда брали русские иконы, каким образом пополнялась коллекция икон?
Ольга Мальцева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Часть собиралась уже до 1941 года, находилась в отделе Востока, шли поступления от коллекционеров, из музейного фонда, из закрытых церквей, храмов. А с пятидесятых годов по распоряжению Министерства культуры СССР были организованы экспедиции по сбору памятников Древнерусского искусства.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Можно сказать, что сотрудники Эрмитажа по большому счёту просто спасли эти иконы? Если бы не их работа, то сегодня бы никто их не видел, они просто бы погибли?  
Ольга Мальцева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Это абсолютно верно, потому что большая часть коллекции, представленной на экспозиции, попала к нам из закрытых храмов, которые, к сожалению, не дошли до наших дней. Эти памятники были разрушены в 60-70-е и позднее. Последний храм, к сожалению, сгорел в 2013 году.
Тимофей Зудин,ведущий:
Иконопись очень символична, нет ничего лишнего. Цвет, форма — всё имеет своё значение. Удастся ли неподготовленному зрителю понять красоту, смысл представленных икон, оценить их?
Ольга Мальцева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Безусловно, любой зритель найдёт что-то своё. Эрмитаж очень любит и уважает своего зрителя. Мне кажется, что любой человек может увидеть либо цвет, либо то, о чём рассказывает та или иная икона, либо как проходила реставрация. Потому что, например, на некоторых памятниках есть так называемые реставрационные флажки и показано, как менялась, раскрывалась икона. Кто-то может прочитать экспликации и более подробно узнать о том или ином памятнике. Так что мы приглашаем всех на нашу экспозицию.
Ксения Бобрикова,ведущая:
Вопрос, который волнует многих верующих. Не теряет ли икона в стенах музея своего духовного предназначения, не становится ли просто картиной?
Ольга Мальцева,куратор экспозиции, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель Фонда русской иконы, рукописных и старопечатных книг:
Икона, безусловно, остаётся образом, но всё-таки древнерусские иконы, древнерусская живопись – это ещё и памятники древнерусского искусства. Они важны для нас как история искусства Русского государства. Необходимо показывать памятники. Я хочу добавить, что в наших витринах можно рассмотреть любую деталь. Потому что у нас специальные антибликовые покрытия, то есть любой иконописец, любой реставратор может прийти поработать на экспозиции, посмотреть, ознакомиться, рассмотреть мельчайшие детали. Так что наша экспозиция как для подготовленного профессионального зрителя, так и для обычного. Соблюдается полная сохранность: и климатическая, и от вандалов.