АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

город Петергоф, Дворцовая площадь

Николаевское время — противоречивая эпоха, в которой тотальный политический контроль, установление цензуры и укрепление жандармского аппарата сочетаются с расцветом искусств, архитектуры, литературы, а также науки и техники. Я предлагаю вспомнить эти достижения в самых разных сферах отечественной культуры. Кстати, своё название – Дворцовая площадь – эта территория около Церковного флигеля Большого Петергофского дворца стала именоваться именно при Николае I, когда разросшиеся Фонтанные слободы получили статус уездного города Петергофа.

город Петергоф, острова Колонистского парка. Сады на островах Колонистского парка, архитектор — А.И. Штакеншнейдер, садовый мастер — П.И. Эрлер, годы создания: 1839 – 1850

Южнее Верхнего сада в Петергофе на месте Охотничьего болота во второй четверти XIX века прорыли пруд с двумя искусственными островами. На них возвели Царицын и Ольгин павильоны, окружённые прекрасными садами, созданными по указу императора в подарок супруге Александре Фёдоровне и дочери — великой княжне Ольге, ко дню её бракосочетания с принцем Карлом Вюртембергским. Символами нового для Петергофа «исторического сада» стали розы и незабудки, которые так любила императорская чета. После смерти Николая I Александра Фёдоровна приказала устроить позолоченную цветочную корзину вокруг дуба и засадить её незабудками. По легенде это дерево царь повелел вырастить из жёлудя, привезённого американским путешественником с могилы Джорджа Вашингтона в поместье Маун-Вернон в штате Вирджиния.

Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 26, Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), основан в 1828 году

Одним из первых серьёзных начинаний Николая I в статусе императора стало основание одного из самых известных технических университетов Российской империи – Санкт-Петербургского практического технологического института. Указ об открытии старейшего из подобных учебных заведений страны был подписан Николаем I 28 ноября 1828 года. Инициатива же создания института принадлежала сподвижнику молодого императора — министру финансов графу Егору Канкрину.

За 3 года благодаря стараниям архитекторов Александра Постникова и Эдуарда Анерта был построен целый комплекс зданий нового института, включая и этот знаменитый Главный корпус, который торжественно открыли 11 октября 1831 года. Статус высшего учебного заведения институт приобрёл в 1862-м уже при сыне Николая Павловича – императоре Александре II. А в 1896 году к столетию со дня рождения Николая I институту было присвоено его имя — Технологический Институт Императора Николая I.

Основной целью Практического Технологического института была подготовка специалистов, в будущем инженеров-технологов, для управления фабриками в эпоху промышленной революции. За 190-летнюю историю этого учебного заведения здесь отметились и отец композитора Чайковского – горный инженер Илья Петрович Чайковский в качестве директора института, и Дмитрий Иванович Менделеев, работавший в знаменитой химической лаборатории и вместе с другими учёными создавший старейшую российскую химико-технологическую школу.

Санкт-Петербург, Загородный проспект, дом 52, Витебский вокзал, открыт в 1837 году

Эпоха промышленной революции тесно связана с развитием железных дорог. Это в первой половине XIX века понимал и император Николай I. Первая железная дорога в нашей стране открылась в 1837 году – и тогда же был открыт и первый железнодорожный вокзал – вот этот Витебский, хотя это название он получил лишь в 1935 году, а всё XIX столетие он назывался просто – «Санкт-Петербургский». С начала XX века он переименовался в «Царскосельский», тогда же появилось и его нынешнее здание.

Развитие железных дорог в России было стремительным, хотя этого чуда техники долгое время откровенно побаивались. Но где пути, там и вокзалы – создателем первого типового проекта постройки зданий в нашей стране был автор храма Христа Спасителя в Москве – гениальный архитектор Константин Тон. Именно по его идее все главные вокзалы России середины XIX века выглядели одинаково, например, дожившие до наших дней Московский и Ленинградский вокзалы. Приложил Тон свою руку и к раннему виду этого вокзала, откуда 30 октября 1837 года Николай I торжественно отправился на паровозе «Проворный» в Царское Село.

Само слово вокзал произошло от названия общественного зала, то есть публичного увеселительного заведения, в популярном пригороде Лондона – Воксхолл. А значение «здание железнодорожной станции» у слова вокзал появилось благодаря построенному в 1838 году «Павловскому воксалу», служившему конечным пунктом первой в России общественной Царскосельской железной дороги. Автор её проекта – австрийский инженер Франц фон Герстнер предполагал, что появление «нового Тиволи» привлечёт пассажиров к путешествиям и развлечениям за городом. Так оно в итоге и получилось, а сегодня без утвердительной резолюции императора Николая I о начале железнодорожного сообщения в России мы уже вряд ли можем представить свою комфортную жизнь.