В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Марианна Дьякова,ведущая:
В эфире «Эрмитаж. Говорим и показываем». В Государственном Эрмитаже готовится к открытию выставка «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Она станет частью большого проекта, который посвящён памяти выдающихся русских собирателей Сергея Ивановича Щукина и братьев Морозовых.
Тимофей Зудин,ведущий:
О том, насколько экспозиция будет масштабной, работы каких художников будут представлены, нам расскажет Михаил Олегович Дединкин, заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства. Давайте напомним нашим телезрителям, когда состоится открытие, сколько работ мы увидим и каких мастеров?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Открытие состоится уже скоро 25 июня, и мы представим тех мастеров, которых собирал и которых открывал Сергей Иванович Щукин. В первую очередь это мастера импрессионисты. Но это был для него уже день вчерашний. А главные его мастера — это Анри Матисс и Пабло Пикассо, которых он собирал первый в таких масштабах. Никто этих художников-маргиналов, глубоко не принятых и непонятных на родине, не собирал. А он собирал для своего московского собрания.
Марианна Дьякова,ведущая:
Почему он собирал тогда, когда это не было майнстримом? Почему русский человек вдруг обратил внимание именно на этих авторов?
Тимофей Зудин,ведущий:
Он же из абсолютно простой среды. Казалось бы, они купцы, старообрядцы и вдруг страсть к таким новаторским течениям.
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
В этой среде уже давно не было ничего простого. Это была среда глубоко интеллигентная, очень образованная. Купец — это просто деловой человек, который умел зарабатывать деньги. Потомственно, наследственно он вёл огромный семейный бизнес, который в Москве был очень процветающим.
Марианна Дьякова,ведущая:
Интеллигентность не ставим под сомнение. А откуда именно это художественное чутьё?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Это очень трудный вопрос. Скорее всего потому что у него был особо развитый глаз, развитый вкус. Он торговал тканями, одевал всю Россию и не только Россию. Это была огромная фирма, которая торговала оптом. Он заказывал и продавал, знал, что нужно, сколько нужно и знал вкус зрителей, понимал всё это. Знал, к кому он обращается и что должно быть. Он заказывал цветные яркие ситцы, в которых ходила вся Россия. Это были очень красивые ткани. И он великолепно, видимо, чувствовал и понимал, что понравится публике. А то, что он стал покупать этих художников, очевидно, он их чувствовал.
Тимофей Зудин,ведущий:
А не могли какие-то консультанты подсказать?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Нет, консультанты его отговаривали, потому что он покупал нестатусное искусство.
Тимофей Зудин,ведущий:
Сергей Иванович, насколько мы понимаем, был желанным гостем в парижских галереях. Можно ли сказать, что он буквально рублём вскормил импрессионистов?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Импрессионистов нет, импрессионисты были дорогим искусством и не нуждались в этом. Вот то, что он смог буквально поднять Матисса и Пикассо – это факт.
Тимофей Зудин,ведущий:
Они на русские деньги развивались эти художники?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Они получили имя, известность во многом благодаря огромным заказам, которые делали русские коллекционеры, но больше всех, конечно, Сергей Иванович Щукин. Он заметил их из всех. Почему выставка называется «Рождение современного искусства». Он нашёл этих художников, он их собрал, и он их продемонстрировал впервые в Москве, не в Париже.
Марианна Дьякова,ведущая:
Интересно, всё это помнят сейчас в Париже, во Франции, в Европе?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
Выставка Сергея Ивановича Щукина проходила в центре Louis Vuitton в Париже. Это была самая посещаемая выставка в истории Парижа. Она собрала 1 250 000 посетителей. Это был рекорд.
Тимофей Зудин,ведущий:
Но всё-таки на выставке будут представлены не только импрессионисты. Мы знаем, что будет африканская скульптура. Можно несколько слов о ней и о других направлениях, которые также будут выставляться?
Михаил Дединкин,заместитель заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа:
У нас будет несколько фигурок африканской скульптуры. Пока этот зал ещё в работе. Это была комната Пикассо. Она от пола до потолка была покрыта картинами Пикассо. Очень небольшое помещение, всего примерно 25 квадратных метров. Но оно вмещало 40 полотен Пикассо разного периода. Сергей Иванович покупал всё, что в принципе можно было купить, что как-то задевало его очень взыскательный взгляд. И там были ещё и африканские скульптурки, и они ему были нужны не для того, чтобы демонстрировать африканское искусство, а чтобы показать связь Пикассо с вот этими формами, которые тогда пользовались большой популярностью. И действительно африканское искусство, африканская пластика оказала значительное воздействие на Пикассо-кубиста. Он там увидел вот эти расчленённые на фрагменты тела, увидел ту графичность, которая потом помогла ему создать кубизм.