На связи с программой «Утро в Петербурге» Ольга Просникова, куратор выставки «Екатеринбургский монетный двор. От медных плат к шедеврам промышленного дизайна», заведующая информационно-образовательным отделом Музея архитектуры и дизайна (УрГАХУ).

Василий Киров,ведущий:
Наш канал продолжает знакомить вас с самыми знаковыми событиями юбилейного года в честь 350-летия Петра I, которые происходят прежде всего в нашем городе и других регионах России.
Дарина Шарова,ведущая:
Музей архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета представил медные монеты Петра I на выставке «Екатеринбургский монетный двор. От медных плат к шедеврам промышленного дизайна».
Василий Киров,ведущий:
Именно Пётр I инициировал добычу металлов для чеканки монет в вашем регионе. Но сама чеканка началась только после его смерти. Как возник Монетный двор в Екатеринбурге?
Ольга Просникова,куратор выставки:
Основная проблема России в допетровскую эпоху заключалась в отсутствии собственных металлов. Золото и серебро получали из Европы в обмен на меха из Сибири. Медь в небольших количествах добывали в Предуралье. Даже с железом были проблемы. С началом Северной войны ситуация обострилась. В 1702 году, когда стали строить первые железоделательные заводы Урала, неподалёку от места строительства будущего Екатеринбурга на восточном склоне Уральских гор была найдена медная руда. Следующий шаг – строительство завода, на котором в 1712 году началась выплавка меди. А это уже территория современного Екатеринбурга. Но в 1718 году этот завод сгорает, и неотложной задачей Петра после заключения мира стало решение вопроса источника собственной меди, как монетного металла. 23 октября 1721 года Пётр подписал инструкцию построить медный и стальной заводы, которая была вручена будущему основателю Екатеринбурга Вильгельму де Геннину.
Дарина Шарова,ведущая:
На выставке представлены 10 серий монет, что ещё можно там увидеть?
Ольга Просникова,куратор выставки:
Примечательно, что к дизайну всех серий медных монет имели непосредственное отношение Романовы от Анны Иоанновны до Александра II. Несмотря на то, что медные монеты вошли в России в постоянный обиход только при Петре I, уже при его дочери Елизавете Петровне медная монета становится преобладающей в денежном обращении России, а серебро стало использоваться больше для внешнеторговых операций. Поэтому император или императрица понимали декларативную функцию массовых медных денег даже в XIX веке, когда Николай I главной платёжной монетой установил серебряную. Фактически каждая монета выступала как прокламация, поэтому на ней не было случайных изображений. Даже малограмотный человек, глядя на монету, должен был понять намерения нового императора. На монетах изображались изменения внешней и внутренней политики. Например, за время правления Николая I было выпущено три серии монет.
Василий Киров,ведущий:
А если говорить о станках, на которых происходила чеканка, тогда они были отечественного производства и являлись предметом гордости. Сохранились ли они до наших дней?
Ольга Просникова,куратор выставки:
Технические достижения европейских стран, центральной России, Олонецкого края у нас на Урале творчески перерабатывались. Вильгельмом де Геннином был построен крупнейший в России, Европе и мире того времени Екатеринбургский технический промышленный комплекс. Высокая рентабельность монетного передела основанная на машинах, работающих силой воды, по сравнению со столичными монетными дворами наводит правительство на мысль об изменении специализации Екатеринбургского вододействующего завода. И уже при Екатерине II в 1763 году учреждается Екатеринбургский монетный двор. С этого времени возникает бренд ЕМ, которым стали помечать все монеты. А Екатеринбург для всех жителей российской империи становится городом русской медной монеты. За 150 лет его существования здесь было отчеканено 80% медных монет российской империи исключительно энергией падающей воды. Это наша главная особенность. Но станки, к сожалению, не сохранились. Только отдельные чертежи.
Дарина Шарова,ведущая:
Какой экспонат выставки самый редкий?
Ольга Просникова,куратор выставки:
Ещё при Петре I, заимствуя опыт побеждённой Швеции, Вильгельм де Геннин предлагает изготавливать полновесные медные платы. Деньги, обеспеченные весом металла, затраченного на их производство, которые не было смысла подделывать. Производство таких медных плат было запущено машинным способом уже после смерти императора при Екатерине I после указа 1725 года. Вильгельм де Геннин очень гордился вододействующими махинами собственного изобретения. На выставке представлены антикварные копии плат. А также современные копии, которые можно подержать в руках.