В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Иванова, заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Василий Киров,ведущий:
В «Музее императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа обновилась часть экспозиции Советского зала в связи с участием многих предметов музея в масштабной выставке «Русский авангард. Революция в искусстве» в выставочном центре «Эрмитаж Амстердам».
Дарина Шарова,ведущая:
Обновлённую экспозицию в Петербурге дополнили новыми уникальными работами с народными и сказочными сюжетами.
Василий Киров,ведущий:
На выставке в Амстердаме кроме картин русских авангардистов представлена ещё коллекция фарфора, который тоже создавался по эскизам знаменитых художников Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Фарфора по эскизам авангардистов не так много. Но есть уникальные вещи, которые мы отправили в Амстердам. Это блюдо Петрова-Водкина «Свадебное». Оно висит рядом с картиной Петрова-Водкина из собраний Эрмитажа. Это чашка с блюдцем по эскизу Кандинского, она тоже висит рядом с картиной Кандинского. Несколько предметов по эскизам и формам Малевича. Он придумал формы для чайника и получашки. А на заводе работали его ученики, которые расписывали в том числе и предметы, созданные по формам Малевича. Эта большая коллекция супрематизма, отправленная туда, символ авангарда в фарфоре.
Дарина Шарова,ведущая:
Все знают русскую авангардную живопись, а вот фарфор с авангардной живописью знают немногие. В чём его особенность, и чем он так вдохновляет и впечатляет европейцев?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Авангард вообще впечатляет и вдохновляет европейцев. Сами по себе росписи интересные. А после революции вообще была проблема с производством фарфора, поэтому многие авангардные вещи расписывались на старом белье с запасом того фарфора, который сохранился на складе с императорских времён. Поэтому на многих вещах с росписями авангардистов есть марки и Николая I, и Александра III, и Николая II. Вот это очень интересно. А то, что об авангарде в фарфоре знают немного, вполне объяснимо. С 30-х годов авангард был вообще задвинут и не экспонировался. Теперь интерес и возник.
Василий Киров,ведущий:
Есть ли уже какая-то обратная связь от посетителей выставки в Амстердаме?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
На сегодняшний день все билеты на выставку проданы. Нам повезло, что буквально за два дня до открытия выставки у них закончился локдаун. На открытии экспозиции уже были посетители.
Василий Киров,ведущий:
Зато на обновлённой части экспозиции Советского зала в Эрмитаже появилось много новых предметов. Чашки, блюдца, блюда – казалось бы, вещи, которыми мы пользуемся каждый день. Но, глядя на экспозицию, понимаешь, что это настоящие предметы искусства, потому что художники в прямом смысле слова раскрывали всю свою душу в этих творениях. А продавались ли они? Есть ли такие предметы у кого-то дома или это исключительно музейные образцы?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Некоторые вещи, особенно в советское время, особенно в 30-е годы шли на продажу небольшими тиражами. Где-то в частных коллекциях они есть. Но особенность нашего «Музея императорского фарфорового завода» — выпуск именно художественного фарфора. Эти традиции сохраняются до сих пор. Мы удивляемся, когда многие говорят, что музей фарфора – это посуда. Не совсем посуда, потому что в императорские времена фарфор как раз создавался для украшения интерьеров. Это огромные красивые вазы, столы для царских трапез. Совершенно необычные вещи и высокохудожественные.
Дарина Шарова,ведущая:
Представлены темы Рождества?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Когда мы узнали, что будет выставка в Амстердаме, а из нашего зала в Эрмитаже уходит туда порядка 300 предметов, нам пришлось подумать над изменением композиции. Мы три витрины авангардного революционного фарфора заменили современным фарфором, открыли новые темы: сказка и народные сюжеты. Мы показали самые последние работы – фарфор 2010-х годов.
Василий Киров,ведущий:
Но не весь авангард отправился в Амстердам, некоторые предметы остались?
Анна Иванова,заведующая отделом «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа:
Можно увидеть знаменитый чайник Малевича. Но это современная реплика, потому что оригинальный чайник из нашего собрания мы отправили в Амстердам. А этот чайник нам любезно предоставил завод на временное экспонирование. Выставка в Амстердаме будет длиться год, и наша обновлённая в Эрмитаже соответственно тоже. Потом всё вернётся на свои места.