Российская национальная библиотека, площадь Островского, дом 1-3
Андрей Смирнов,ведущий: XVI век в истории Русского государства ознаменовался не просто правлением первого русского царя – Ивана Грозного, но и изменением традиции летописания об Александре Невском. Именно в это время появляется крупнейший памятник русского летописания XVI столетия – Никоновская летопись, получившая своё название по одному из списков, принадлежавшему патриарху Никону.
В научный оборот её ввёл «отец русской истории» — Василий Татищев, ошибочно предположивший, что манускрипт был создан при участии патриарха Никона. Наибольший интерес представляют, конечно, известия Никоновской летописи об Александре Невском, впервые имеющие отчётливо идеологический смысл.
Отдел рукописей РНБ
ЕКАТЕРИНА КРУШЕЛЬНИЦКАЯ,заведующая сектором древнерусских фондов Отдела рукописей РНБ: Здесь мы читаем целый ряд известий об Александре Невском и опять же повествование о его деяниях, распределённое в соответствие с хронологией — по погодной записи, свойственной русскому летописанию. Одно из самых первых известий о Александре Невском, которой мы встречаем в этой летописи, это сведения о его бракосочетании.
Того же лета в Новгороде женился Александр Ярославович, внук Всеволода, правнук Юрия Долгорукого у полоцкого князя Вячеслава.
Всё. То есть не называется даже имя супруги, назван её отец. Вот такое краткое здесь. И повествование о других событиях в русской истории следует, и вот только через какой-то промежуток мы встречаем следующее повествование об Александре Невском, оно и есть о Невском побоище. Казалось бы, это тот же самый рассказ, но он иначе структурирован.
А вот, пожалуйста, Ледовое побоище, следует вот здесь рассказ. До этого следует то, что происходило между этими событиями. А именно то, что князю пришлось уехать из Новгорода вместе со всей своей семьей.
Своего Ярослава — внука гнат к Новгороду и пришед в Новгород многие крамольники перевеша и изыди из Новгорода в Городцы.
Такие вот, может быть глухие, упоминания о том, что происходило, и как реально складывалась судьба князя.
О нашествии литовцев, с которыми тоже победоносно боролся Александр Невский. Вы видите, что всё это перемежается с другими событиями, и надо буквально вычитывать сведения о князе в разных местах. Вот тут — о смерти отца Александра Невского в Орде написано, где он был отравлен. И пошло уже повествование вот, пожалуйста, …
… в это лето мирно быть…
Редкий случай. И в принципе мы переходим к повествованию о смерти самого князя Александра Невского с теми же подробностями, которые отмечали и в предыдущих летописях.
Важно показать как по-разному представлен текст с одной и той же информационной канвой. Вот в этой летописи важно то, что именно на основании этого теста был составлен «Лицевой летописный свод», где опять же этот текст будет переработан с целью его иллюстрирования. Потому что главное лицо в Своде это как раз таки эти вот иллюстрации и под них уже этот текст был каким-то образом уже переработан. Но вот тот источник в сопоставлении с «Лицевым сводом» очень интересен, конечно.
Никоновская летопись – компиляция из различных местных летописцев, повестей, сказаний, житий святых, записей народного эпоса, архивных документов. Дата создания – 16 век.
Андрей Смирнов,ведущий: Никоновская летопись, существующая сразу в нескольких списках, стала одним из источников Василия Татищева для написания его знаменитой «Истории Российской». Не имея специальной подготовки, Татищев не мог создать безукоризненный научный труд, но в его исторических работах ценны жизненное отношение к вопросам науки и соединённая с этим широта кругозора. Недаром «отца русской истории» ещё называют и «последним русским летописцем».