В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры.
Василий Киров,ведущий: В Петербурге представили уникальную книгу «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI – начала XXI веков».
Дарина Шарова,ведущая: В ней собраны наиболее значимые изображения святого князя, которые появлялись в отечественной культуре в разное время от иконописи до кинематографа. И особое внимание уделено живописи из фондов Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи. Как можно ознакомиться с книгой?
Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры: Книга сейчас есть только в Александро-Невской лавре. В магазинах города вряд ли удастся её найти, потому что тираж крайне мал. Приходите в Александро-Невскую лавру не только ради книги, а ради Александра Невского, ведь его святые мощи почивают именно у нас.
Василий Киров,ведущий: До нашего времени не дошло прижизненных изображений Александра Невского. Как же тогда изображали известных людей, ведь не было ни живописи, ни скульптуры?
Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры: На первых изображениях, которые до нас дошли, Александр Невский предстаёт в роли монаха, схимника Алексея. Он же умер в статусе схимника. Он уже не был князем, сложил с себя все свои государственные и властные полномочия и стал смиренным монахом. Умер монахом, и церковь его прославила в образе монаха. Первые иконы, которые были написаны и стояли около его гроба, являли его схимником в монашеской мантии. В этом парадокс. Вряд ли такое положение вещей могло долго просуществовать. Ведь в наименовании присутствовало не схимник Алексей, а святой благоверный князь Александр Невский. А примерно с середины XVI века стали появляться изображения, трактующие личность князя не как монаха, а как князя.
Василий Киров,ведущий: Почему так произошло?
Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры: Это просто элементарная логика. Народ помнил князя не как затворника, а как государственника, защитника Отечества. И его изобразительный художественный статус, как смиренного монаха немножко не соответствовал памяти об этом человеке. Возможно по инициативе русской элиты появляются изображения, трактующие его как князя. На нём уже соответствующие представительские облачения князя того времени, а не древнего. А Пётр I радикально поменял иконографию. В буквальном смысле слова, как свойственно было этой личности закладывать крутые виражи. Своим указом он запретил изображать Александра Невского в схиме, а только как Великого князя. Но на тот момент, а это XVIII век, как воспринимали руководителя, государственника, императора в обществе и искусстве? Это уже горностаевая мантия, новые символы государственной власти. И парадоксальным образом в иконографию князя проникают даже рыцарские латы.
Дарина Шарова,ведущая: А мне кажется, что многие из нас именно таким себе Александра Невского и представляют. Почему так произошло? Сыграл свою роль фильм Эйзенштейна?
Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры: В фильме мы видим его уже не в рыцарских латах, а в пластинчатых доспехах знатного ратника. Латы – это рыцарская тема, он с ними боролся, их побеждал на Неве и Чудском озере. Наверное, фильм Эйзенштейна и тот образ, который они вместе с Черкасовым создали, во многом стал новым эталоном. И в ХХ богоборческий век (1938 год) в прямом смысле слова этот фильм был блокбастером. Он до сих пор считается классикой кинематографа. Там князь является таким лидером, воином, человеком, который собирает вокруг себя дружину, ведёт её в бой и побеждает. Это очень важный образ, позже он транслировался в других произведениях. В частности, в 1942 году учреждается новый орден Александра Невского. В профиль там практически изображение Николая Черкасова. Сам образ Николая Черкасова в полной мере соответствует иконографии Александра Невского, нисколько ей не противоречит.
Василий Киров,ведущий: А какие необычные изображения удалось собрать в процессе работы над книгой?
Дмитрий Мироненко, заведующий иконописно-реставрационной мастерской Александро-Невской лавры: Умышленно я в эту книгу не помещал какие-то необычные изображения. Да, они есть. Их иногда даже сложно классифицировать и трудно определить, к какой типологии они относятся. Поэтому я не стал путать читателей. В этой книге как раз представлены классические памятники, эталоны. Но видимо, нам придётся сделать ещё маленькую брошюрку в виде приложения к этой книге, где будут находиться необычные изображения. Встречаются нехарактерные вещи, своего рода иконографические гибриды. Например, в образе Александра Невского в схиме нередко может появиться воинский меч. Вот стоит монах и держит в руках меч. А будучи князем он мог себе позволить принять участие в битве и принимал. Он был прекрасным воином. Мы знаем эпизод на берегу Невы в устье реки Ижора, когда он лично в поединке сбивает с коня Биргера – на тот момент одного из самых выдающихся полководцев и воителей Европы. Бывалого мужа выбивает из седла по сути дела мальчишка. Ему было 19 лет. Он был прекрасным воином, отличным стратегом и, что самое важное, был государственником. Более того, это пример того, как государственный деятель ещё и сподобился святости. Это редкое явление.