В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алексей Михайлов, руководитель проекта реставрации и Михаил Фриновский, главный архитектор.

Марианна Дьякова,ведущая:
Петербургские реставраторы во время работ на территории Псково-Печерского монастыря обнаружили древние петроглифы. Это надписи на одной из башен. Как были сделаны находки?
Алексей Михайлов,руководитель проекта реставрации:
В ходе обследований, которые наша компания совместно с институтом «Псковгражданпроект» начала в сентябре прошлого года. При обследовании одной из четырёх башен XVI века в откосах оконных проёмов на пяти ярусах обнаружены рисунки. По нашему мнению, они сделаны в XVI или XVII веке стрельцами, охранявшими крепость.
Марианна Дьякова,ведущая:
Вы рассчитывали что-то обнаружить?
Алексей Михайлов,руководитель проекта реставрации:
За 30 лет работы на памятниках в разных регионах страны практически на любом объекте встречались находки. В Новой Голландии мы отыскали ящики с оружием. При раскопках в Эрмитажном театре нашли целую бутылку с вином времён Екатерины II. В Чеченской республике рисунки на башнях обычное дело, так как на Кавказе это встречается сплошь и рядом. Но то, что мы нашли осенью, крайне редко встречается в нашем Северо-Западном регионе. Поэтому мы считаем, что это открытие.
Михаил Спичка,ведущий:
А что означают эти рисунки? Они требовали какой-то расшифровки или всё очевидно?
Михаил Фриновский,главный архитектор:
За нами придут специалисты, которые ещё будут расчищать. Но мы уже увидели сюжеты: корабли, российский герб – двуглавый орёл, изображения святых. Рисовали военные, которые при Иване Грозном или чуть позже охраняли эту крепость. При Петре I эти фортификационные сооружения были поновлены и усилены, там был уже гарнизон до двух с половиной тысяч стрельцов. Одна из башен называется Петровская, потому что верхняя деревянная часть сохранилась с 1701 года, когда Пётр усиливал и Псков, и Новгород, и Печоры.
Михаил Спичка,ведущий:
Что за рисунки вы принесли?
Михаил Фриновский,главный архитектор:
Это эскизы и фиксация зондажей, которые мы делаем в процессе изучения памятника, раскрываем проёмы. Сейчас идёт исследовательская работа и эскизирование приспособлений этих памятников, потому что очень важно дать им жизнь и восстановить утраченные элементы.
Марианна Дьякова,ведущая:
Эти рисунки, которые, наверное, наносились с целью развлечения, как сейчас граффити, могут считаться артефактами?
Михаил Фриновский,главный архитектор:
То, что мы обнаружили, относится к петроглифам – они начерчены на штукатурке, которая напрямую соприкасается с кладкой. Значит её можно датировать. Отчасти есть такие артефакты. Есть и граффити уже конца XIX-начала ХХ века. Они тоже должны быть полностью выявлены и музифицированы. Это предстоит нам сделать.
Михаил Спичка,ведущий:
Получается, что время превращает их в исторические объекты?
Михаил Фриновский,главный архитектор:
Да.