«На полотнах Магдалины, сонм Мадонн, Венер и Фрин, а вокруг — кривые спины мутноглазых Акулин». На то он и поэт, чтобы быть Черным, но в целом перечень женских образов подходит, чтобы передать содержание выставки, открывшейся на днях в Милане.
Взгляните, все те же Мадонны и Венеры в пару русских терм, а по соседству — кривые и разноглазые представительницы прекрасного. «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве» прибыли в Палаццо Реале из собрания Русского музея.
Любопытный выставочный проект, в котором история русского искусства предстает через женский образ. Парадокс русской души смотрит на сегодняшних итальянцев в неизменной косыночке — все теми же византийскими глазами со старых икон, все так же, не прерываясь от созидательного труда, на картинах Самохвалова.
Сюжеты, что тянут душу Репина, Крамского, Малевича. Но, как известно, мужчины ничего не понимают в женской красоте. Поэтому вторая часть экспозиции отдана художницам — для контраста, видно, какими они видели друг друга, а главное — самих себя, шагающими в ногу с мужчинами.
В Милане экспозиция только открылась, а в нашем городе подходит к концу выставка Даров Русскому музею — его самый значительный проект в этом году. Завершится выставка 14 ноября, а сейчас небольшой тур по ней нам проведет заместитель директора музея по научной работе Евгения Петрова.
Евгения Петрова — заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе.
1. Александр Иванов. «Жених, покупающий кольцо невесте».
Он всегда, и в исторических картинах, и в этюдах, был человеком, которому это было самое главное. Когда звучит это имя — Александр Иванов — все, конечно, вспоминают «Явление Христа народу». Это всегда нечто великое, значительное, связанное с Христом, с поворотом жизни народов. Как так вдруг появляется жанр в творчестве Александра Иванова?
У него несколько картин такого рода, картин, посвященных итальянской жизни. В данном случае это «Жених, покупающий кольцо своей невесте».
Здесь я в Александре Иванове вижу и чувствую, понимаю и люблю вот этого тончайшего акварелиста. Оттенками разной акварели может передать эмоцию. Что ему, собственно, важно.
Замечательная акварель, подаренная Николаем ll, как и целый ряд жанровых работ Александра Иванова, конечно, они очень важны для творчества этого художника и для нашего собрания.
2. Карл Брюллов. Из серии «Итальянский альбом».
Это такой роскошный, торжественный художник исторического жанра и парадных портретов. И вдруг Брюллов попадает в Италию, где он раскрепостился, где уже в это время художники, его современники, итальянцы, пишут довольно много жанровых сцен.
Вдруг Карл Брюллов совершенно меняется, начинает писать сцены из итальянской жизни. Это не с натуры написанные сцены, а как правило, наблюдения натурой. Потом работа с фантазией, с воображением.
Его покупают, он становится известным в Италии. Для начала не живописными полотнами, а акварелями. «Сон бабушки и внучки» —это как рассказ, как новелла, как шутка. Как по-разному представляют жизнь. Бабушка — прошлое, внучка — будущее.
3. Григорий Гагарин. Из альбома «Живописный Кавказ».
Григорий Гагарин и семья его — они были дарителями очень щедрыми для РМ. У нас находится большая коллекция: и живописная, и особенно графическая.
Григорий Гагарин — сын дипломата, сам не получил профессионального образования в Академии Художеств. Ну, как тогда было принято, учился рисованию. Одним из его учителей —главным учителем — был Брюллов.
Три разных произведения. Батальные, это 30-40-е годы. Это до Верещагина! А если мы вспомним, как выглядят верещагинские работы, то мы найдем какое-то сходство.
Внизу потрясающая, уникальная ситуация зарисована. Огнепоклонники, так называемые. Это кавказская традиция. Религиозная, мистическая. И вот эту мистическую сцену, которую он наблюдал на натуре, он написал ее так, как в 30-40-е годы, как профессиональные художники ещё не писали.
И третий «Портрет курда». Он участвовал в таких боях, сам Гагарин. Он хорошо был знаком с кавказскими народностями, участвовал в их жизни. И очень много оставил именно о Кавказе.
Еще интересен тем, что важен для русской культуры, у него сам А.С. Пушкин попросил сделать иллюстрации к его произведениям. А в 40-е годы он был прекрасно знаком с Михаилом Лермонтовым. Общался с ним на Кавказе.
Вот этот любопытнейший персонаж, художник, непрофессионал поначалу, он стал в конце своей жизни президентом Академии Художеств.
Вот такая необычная судьба человека середины 19 столетия, образованного очень, человека много знающего, много путешествовавшего, имевшего огромный круг людей. Это такое явление русской культуры того времени важное, о котором редко говорят.