Порой чувствуешь себя как на вокзальном перроне, где с одной стороны — грустят провожающие, с другой — встречающие, с нетерпением ждут прибывающий поезд. Вот мы провожаем выставку китайского художника. Но на смену уже подлетел невесомый гигант из соседнего региона. Вот он.
В Манеже заканчивается монтаж одной из самых долгожданных, с докарантинных еще времен, выставок. Объект из серии инсталляций всемирно известной корейской художницы Ли Бул «Желание быть уязвимым». Вероятно, желание раздуло до невероятных размеров этот «Титаник» воздушных шариков. Впереди у него — «Утопия Спасенная».
Название выставки заставляет тревожится за судьбу его зеркальных боков. Если говорить о зеркалах, то сейчас в Музее искусства Санкт-Петербурга 20-21 веков также готовится к открытию экспозиция, целиком и полностью посвященная образам, которые рождаются в отражающих поверхностях.
«Зеркала и Зазеркалье». Название, кажется, предельно неохватным, в его амальгаму можно замешать все, что угодно, все искусство по сей день спорит с реальностью. Шагнувшая когда-то сквозь стекло девочка беспокоилась — сможет ли ее кошка пить зазеркальное молоко?!
На этот вопрос я знаю ответ — нет, зеркально отраженная структура белка делает его неудобоваримым. Сама же идея помещения настолько плотно набитого зеркалами, кажется мне, в чем-то забавной. Шанс потешить свое понимание искусства и разглядеть в нем себя выпал Катерине Картузовой.
Куратор выставочного проекта «Зеркала и Зазеркалье» Ольга Толстая видела эту инсталляцию только на картинке. Открывает ее впервые.
ОЛЬГА ТОЛСТАЯ,куратор проекта: «Какая красота! Вот зеркало. Когда его вот так поднимаешь, хочется вспомнить нашу русскую сказку «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи».
Работа концептуальная. Обратить взгляд на Другого с помощью зеркала – примета эпохи селфи. Объект еще не занял свое место на экспозиции. Монтаж выставки ведется ежедневно.
Этот масштабный международный проект – совместная работа Музея искусства Санкт-Петербурга и итальянского института культуры. Был проведен большой конкурс. Сначала организаторы хотели приурочить выставку к рождественским праздникам, но в процессе поняли, насколько широка тема зазеркалья.
ОЛЬГА ТОЛСТАЯ,куратор проекта: «У этой выставки и хронологические рамки широкие — от начала ХХ века и по наш день. Это тоже была одна из задач нашей выставки, посмотреть, как в разные эпохи относились к зеркалу. В нашей истории был такой период, когда женщины в шахту спускались, казалось бы, им не до зеркала. А вот что тогда в это время происходило? Это все зафиксировано в изобразительном искусстве».
Здесь же работы из других материалов — металл, дерево, текстиль, бумага, бетон — мистические, с оптическими иллюзиями. Даже такие зеркала «о многом могут поведать».
МАРИНА ДЖИГАРХАНЯН,директор Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков: «Неслучайно Умберто Эко была произнесена фраза, что мы решаемся войти в этот мир через зеркало. Мы воспринимаем мир через него и видим собственное изображение. Когда видишь этот богатый художественный материал, который представили художники, начинаешь погружаться в эти глубинные смыслы.
Итальянец Габриэлло создал эту серию, состоящую из 12 предметов. Когда он ездил по разным отдаленным уголкам острова Мадагаскар, наблюдал за детьми и женщинами, которые занимаются золотоискательством. На него это произвело большое впечатление, что он создал эти образы как символ той надежды и счастья, к которой они так стремятся. Мечта становится бесконечностью».
Погрузиться в бесконечность посетители смогут и через зеркальный портал, который будет входом на выставку. Еще ведется его установка.
СЕРГЕЙ ПАДАЛКО,архитектор выставки: «Для инсталляций люди отдавали старые зеркала. Нам потребовалось некоторое количество зеркал. Старых, подержанных, поживших жизнь. Нам хотелось бы, чтобы они были траченые, как можно больше для того, чтобы сделать такую необычную развеску. Основной целью было искривить, изменить пространство, заставить его работать необычным способом».
Оказаться на выставке можно, пройдя через серебристую зеркальную дымку. Уже с 10 ноября можно будет почувствовать себя то ли Алисой, то ли мифическим Нарциссом и, конечно, немного философом. Если вспомнить слова Веласкеса, «ведь отражения — те же картины, только существующие лишь мгновение».