Будущий 2020 назван годом Яна ван Эйка. Исполняется 630 лет со дня рождения великого фламандца.
В Бельгии эту дату собираются праздновать с небывалым размахом. Уже 1 февраля в гентском Музее изящных искусств откроется самая большая выставка ван Эйка в истории, она соберет почти половину работ, дошедших до наших дней.
А «звездой» экспозиции станет главный шедевр братьев ван Эйков — Гентский алтарь. На алтарь претендовали Наполеон и Гитлер, 13 раз он становился жертвой преступлений, одна из его створок до сих пор не найдена. На выставке он предстанет в новом виде.
Реставрационные работы обернулись сенсацией. Голова агнца оказалась «ликом» с почти человеческими пропорциями лица и большими глазами, которыми на зрителя смотрит будто сам Христос. Так что реалист ван Эйк оказался еще и мистификатором…
Силу, которая есть у ван Эйка, Рубенса или Босха, в современном искусстве не найти. Так считает другой известный фламандец, наш современник Ян Фабр. Не скрывает, что беззастенчиво крадет идеи у великих мастеров. А в качестве оправдания говорит, что он всего лишь «карлик в стране великанов». Новую режиссерскую работу провокатора Фабра на сцене БДТ увидела Варвара Федорова.
Варвара Федорова,корреспондент: «Ян Фабр не говорит по-русски, хотя, конечно, знает несколько слов. Из них его любимое – «воображение». Или, как говорит сам Ян, «фаброжение». Его плоды уже давно сформировали узнаваемый художественный язык, однако теперь мы можем не только увидеть и зафиксировать его мысли и образы, но и услышать, как звучит «фаброжение» по-русски».
В молодости она его мучила, а теперь он ею наслаждается. Бессонница – спутница Яна Фабра, подарившая ему вдохновение. Театральные пьесы и страницы из личных дневников художник и режиссер объединил в спектакль «Ночной писатель».
ЯН ФАБР,художник, режиссер: «Это мои мысли и мои мнения относительно искусства в широком смысле: что такое танец, что такое актер, что такое перформер. И одним из важных предметов моего исследования как художника является человеческое тело».
Человеческое тело, мир насекомого и стратегия войны – центральные темы творчества художника, но здесь фокус внимания он переводит на свои личные, интимные переживания. Так что смело можно утверждать: в роли Яна Фабра – Андрей Феськов и Александр Молочников.
АНДРЕЙ ФЕСЬКОВ,актер: «Он каждое слово разбирал, каждую фразу. Он говорит: «вот это, ребята, привет Рубенсу. Вот это, смотрите, первые исследование, когда фламандские художники смешивали кровь свою с краской и добавляли для того, чтобы получился настоящий цвет. Мы говорим: «ага, хорошо». И вот так он работал с каждой строчкой».
«Ночной писатель» – это первый репертуарный спектакль Фабра, поставленный в России на русском языке. В ультракамерном, личном пространстве Фанерного театра.
АНДРЕЙ МОГУЧИЙ,художественный руководитель БДТ им. Г. А. Товстоногова: «Он все равно осторожно относился к этому пространству, пока окончательно оно не встало на свое место, там, где должно быть. Но вот три-четыре показа уже прошли, ну и я видел его глаза, мне кажется, он абсолютно счастлив. Как и я».
Сегодня на личное он может смотреть отстраненно. Подготовив артистов, он дает им полную творческую свободу. А в текстах сбивает пафос самоиронией. Во что, впрочем, сложно поверить, принимая во внимание тот факт, что золотая статуя Фабра, отлитая им самим, стоит в кафедральном соборе Антверпена.