Выставка, на которой пахнет рыбой. В Этнографическом музее представили одно из самых удивительных достижений жителей Приамурья и Сахалина – изделия из рыбьей кожи. Этносу, жизнь которого часто зависела от количества улова, рыба служила не только пищей, но и… одеждой!
Создание такого материала – дело долгое и кропотливое. Тушки сома, карпа или лосося предварительно вялили, затем чистили, сушили, выбеливали и даже красили. Конечно, вручную. Ткань получалась настолько прочной, что сохранилась до наших дней.
Анна Орловская,корреспондент: «Перед нами уникальный костюм нанайского шамана конца XIX – начала XX века из рыбьей кожи. Сегодня процесс ее получения почти утрачен. Однако нанайский художник Анатолий Донкан возродил древнее ремесло и притом в необычном ключе».
Марина Федорова,ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока: «Да, действительно, он не только возродил, но взглянул по-новому на обработку рыбьей кожи. Перед нами фуфаечки, как он сам называет эти элементы костюмов, жакетики, которые сделаны на основе традиций, но в современной стилистике. Такие фуфайки обшиты изделиями лягушек из рыбьей кожи, раньше они были изображениями духов-помощников шаманов».
Анна Орловская,корреспондент: «Из рыбьей кожи делали не только одежду, но и сумки, покрышки на чумы и даже паруса».
Марина Федорова, ведущий научный сотрудник отдела этнографии народов Сибири и Дальнего Востока: «Да, такие паруса были традиционны для народов Дальнего Востока. Когда они высаживались на берег, они снимали эти паруса и использовали в качестве покрышек временного жилища. Анатолий Донкан возродил и эту традицию. Из шкурок лосося он сшил парус четыре на два метра, огромное полотнище. Птица в центре – символ многогранный. В виде птиц представляли души детей и изображали на халатах тоже».
Работы нанайского художника пользуются успехом не только в России, но и у коллекционеров за рубежом. Чувствуется в них особая магия. Свой народ Анатолий Донкан называет «люди с рыбьей кожей» и изо-всех сил старается возродить их способность создавать чешуйчатые наряды, которые не только защищают от брызг волн и капель дождя, но и, наверняка, позволяют связываться с духами предков».