Магазины формата «у дома» чаще всего открывают на первых этажах и в подвалах жилых зданий. С одной стороны, удобно — всё рядом, но с другой — это может привести к непоправимым последствиям. К каким – в репортаже Анастасии Нупрейчик.
Жители уверены – трещины в их квартирах возникли после реконструкции, которую проводили собственники будущего магазина в доме на углу Херсонской и Бакунина, известном как дом купца Овсянникова. Люди бунтуют, судятся, обращаются в ЖКС и Администрацию Центрального района. Фасад над магазином покрашен другой краской, возле дома просел асфальт, а перекрытия стало видно прямо из окон.
Представитель компании-собственника, Дмитрий, утверждает, что в помещениях будущего магазина ничего особо не ломали и капитальных стен не трогали. А то, к чему были претензии, исправили.
В соцсетях поднялась волна обсуждений – отчего разрушается дом Овсянникова? И нужны ли вообще такие магазины, если перепланировки в них несут угрозу? Тем временем, охота предпринимателей за новыми квадратными метрами подвальных помещений продолжается. Даже если там полно несущих перегородок, а из-за сырости нужно делать водоотведение и гидроизоляцию.
Валерий Кириченко,координатор ассоциации торговых предприятий «Союз»: «Предпринимателю плюс в том, что арендная ставка там в 2 раза ниже по сравнению с первыми этажами. Из-за этого есть большая привлекательность и большие площади. На первых этажах они практически уже исчерпаны. В центре города не найти большие площади под сетевые, в подвалах эти места еще есть».
Чаще всего помещения в подвалах и на первых этажах жилых домов приобретаются компаниями на торгах и становятся их собственностью. За каждым новым хозяином уследить непросто. В одном только Центральном районе более 400 всевозможных магазинов, суммарная площадь которых около 450 тысяч квадратных метров. Это 83 Дворцовых площади Санкт-Петербурга. Исторический центр — самая лакомая часть города. Но если одним подвальные посещения приносят прибыль, то для других становятся угрозой жизни.
Большой проспект Петроградской стороны. Весна 2019-го. Ночью в магазине рухнул пол из-за перегрузки перекрытий. Пострадала женщина. Возбуждено уголовное дело, но вывеска до сих пор висит. Кемеровская область. 2016 год. Обрушение жилого дома. Двое погибших. 68 разрушенных квартир. Виной всему – нарушение правил безопасности во время строительных работ в магазине. Екатеринбург. 2006 год. Обрушение стены в доме. Двое госпитализированы. Причина — незаконная перепланировка в магазине.
Но из-за переустройства нежилых помещений нарушается не только конструкция зданий. С массовым появлением торговых точек в домах с угрожающей скоростью меняется исторический облик города.
Анастасия Нупрейчик,корреспондент: «В советское время возникла идея по перестройке всех домов на Невском проспекте в одну общую магазинную витрину, при этом большинство исторических зданий хотели заменить новыми. На защиту главной улицы города встал Дмитрий Лихачев. Но то, что тогда смог отстоять великий академик, сегодня переходит частным владельцам или арендаторам. А те перестраивают всё на свой вкус ради своей выгоды».
Фасад дома Вебера в стиле флорентийского ренессанса на Большой Конюшенной, 13 потерял былую симметрию. Зато в магазине, который расположен по этому адресу, теперь двойные двери.
Важно найти управу на тех, кто в погоне за прибылью нарушает строительные нормы, и это в силах самих жильцов. Они не должны спускать глаз с каждой такой стройки — уверен Анатолий Голов, заместитель председателя союза потребителей России.
Анатолий Голов,заместитель председателя союза потребителей России: «Если вы видите, что в каком-то помещении магазина или даже в квартире начались большие работы и выносят большие куски стены, обратитесь, в первую очередь, в свою управляющую компанию, для того, чтобы она провела контроль за выполнением работ. Это может угрожать жизни вам и вашим соседям».
Если управляющая компания не реагирует, стоит обратиться в жилищную инспекцию, а также в службу государственного строительного надзора и экспертизы города. А в крайнем случае — вызывать полицию. Здесь все средства хороши, если цель – обеспечить свою безопасность и спасти исторический облик Петербурга.