Юрий Зинчук,ведущий: «Но начинаем мы с новости, о которой мы уже рассказывали в наших выпусках. Но мы опять возвращаемся к ней. Потому что на этой неделе появились новые обстоятельства, связанные с этим событием. И тревожные обстоятельства. Речь идёт об уникальном археологическом открытии, которое было сделано недавно. Дело в том, что недавно специалисты Института материальной культуры в ходе раскопок на участке, ограниченном набережной Фонтанки, Вознесенским проспектом и переулком Бойцова, обнаружили полностью сохранившуюся архитектуру Ново-Александровского рынка. Это 1867 год постройки. Здесь раньше весь квартал был застроен зданиями рынка и торговыми площадями. В 20-м веке этот объект был полностью утрачен, как считали специалисты. И вот почти как наша петербургская Троя, его вновь обнаружили. Никогда за последние десятилетия не было таких масштабных археологических открытий. И вот тревожная новость заключается в том, что собственник этой территории хочет всё-таки этот объект сфотографировать, задокументировать и засыпать. Чтобы построить здесь спортивный комплекс. Чудовищное решение. Если, оно, конечно, будет принято. Ничего страшнее придумать по отношению к истории Петербурга нельзя. И тем более, оторопь вызывает тот факт, что территория принадлежит – внимание – Архитектурно-строительному университету. То есть будущие архитекторы, вместо того, чтобы по этим сохранившимся элементам петербургской архитектуры 19-го века познавать тайны своей профессии, профессии архитектора, будут здесь заниматься фитнесом и лёгкой атлетикой. Абсурд, бред, нелепость. Как говорили в советское время, мы рождены, чтоб Кафку сделать былью.
Вот посмотрите ещё раз на эти кадры. По картинке – это почти как вид какого-нибудь уголка Древнего Рима. Анфилады, своды, коридоры. И, кстати, в Италии вопрос сохранения каждого обнаруженного уникального археологического объекта приравнивается к вопросам национальной идеи. Действительно, что из себя представляла бы столица Италии, если бы там не сохраняли элементы Древнего Рима? И что будет с Петербургом, если мы будем закапывать наши археологические объекты и строить на их месте торговые центры и спортивные комплексы? Как эту задачу решают в той же Италии. Как современный мегаполис существует параллельно со своим историческим прошлым. Об этом мы спросили специалистов из Рима».
Максим Малецкий,гид по Риму: «У тебя есть территория в Риме, в твоей собственности. И ты хочешь что-нибудь копнуть, например, что-нибудь построить. Ты должен за свои деньги пригласить туда экспертов из министерства культурного наследия, археологов, которые будут копать за твои деньги. Предварительные раскопки, чтобы убедиться, что тут ничего не найдут во время строительных работ. Если что-нибудь найдут, работы остановят, ты не сможешь ничего делать. Споры о продолжении работ во время находки археологических объектов могут продолжаться годами и десятилетиями. Пример этому – римский метрополитен. Строится уже 25 или 30 лет. Сами же итальянцы очень тщательно берегут историю. Любой итальянец, если услышит, что что-нибудь уничтожили ради коммерческого проекта, вызовет огромный резонанс, будет огромный скандал, все будут всегда против».