205 лет со дня рождения Михаила Лермонтова Петербург встречает спорами: какой должна быть мемориальная зона в доме, где жил поэт? И почему знаменитый дом на Садовой улице до сих пор в аварийном состоянии? Как видят новый музей потомки Лермонтова и хранители его наследия – в репортаже Евгении Альтфельд.
Дмитрий Негодин составил пешеходную экскурсию по лермонтовским местам и каждый день оставляет брошюры у этой парадной. Садовая, 61 — точка отсчета петербургского периода поэта. Именно здесь весной 1836 года он снял квартиру для своей бабушки. За 2000 рублей.
Видео, снятое до консервации здания. Разруха, мусорные завалы — так выглядит квартира классика русской литературы, где он написал свое самое пронзительное стихотворение – «Смерть поэта». После гибели Пушкина оно разошлось по Петербургу и было заучено наизусть. И именно сюда по приказу императора приходил врач, чтобы убедиться — не безумен ли тот, кто написал такие слова.
Дом затянут сеткой, картонная мемориальная табличка — заслуга нескольких добровольцев. Здание давно передали Мариинскому театру для обустройства гостиницы. По словам активистов, изначально речь шла о выделении небольшой мемориальной зоны на первом этаже. Хотя доподлинно известно, Лермонтов занимал квартиру на втором этаже, в западной части.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Чтобы показать точное местоположение нынешним владельцам, активисты даже взяли компас. Вот запад, значит, речь идет об этой части здания — второй этаж».
Защитники дома Лермонтова настаивают: не одна комната, а вся квартира должна стать музеем, ведь историческая планировка сохранилась.
Память о Лермонтове в Петербурге хранит Пушкинский дом. Надев белые перчатки, заведующая литературным музеем Лариса Агамалян показывает самое ценное — рукописи поэта. Из особого сейфа их достают только по редким, особым случаям. Мелкий почерк, который трудно разобрать. Хотя это чистовой вариант рукописи, почти без правок. Стихи, не вошедшие в школьную программу.
Для нас Лермонтов — вечно молодой поэт: грустный взгляд, но острый слог. И репутация человека трудного характера. Для своего времени он был, прежде всего, воином, участником многих сражений на Кавказе. Здесь его личная сабля, золотые эполеты, икона, которой его благословляла бабушка перед походом. И тонкий источенный карандаш, который после смертельной дуэли вынул из кармана Лермонтова его секундант. Он хранится в том же самом футляре, который был сделан для мемориальной коллекции первого и пока единственного музея Лермонтова в Петербурге.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Он просуществовал всего 34 года, был закрыт во время революции. В советское время в этом здании были детские сады, больница, типография, радиотехнический завод. Сейчас здание пустует, а некоторые его части сданы в аренду, например, магазину товаров для кладоискателей».
Памятник поэту, да и саму коллекцию, создавали на пожертвования родных, друзей и всей русской кавалерии. Вот как выглядел тот мемориальный зал, на его открытии побывала даже монаршая чета. И вот уже 100 лет в Петербурге нет ни одного музея Лермонтова, чьи стихи знают на всех континентах. Среди активистов, которые собираются на Садовой, 61, — даже жители Бразилии. А бунтарский дух Лермонтова оказался настолько близок Пекину, что многие стихи вошли в китайские школьные учебники.
Полный тезка поэта и его прямой потомок Михаил Юрьевич Лермонтов живет в Москве и приходится классику правнучатым племянником. По его словам, разработку концепции лермонтовского музея в Петербурге, Министерство культуры поручило руководству заповедника Тарханы, который находится под Пензой.
Михаил Лермонтов,правнучатый племянник Михаила Лермонтова: «Это должен быть музей одного произведения — «На смерть поэта». У Лермонтова по каждой строке можно поместить экспонаты — там весь свет описывается того времени, все нравственные планки. Великий Пушкин с его безграничным гением, который навис над этим городом и над Лермонтовым».
На создание концепции отведено два года, пока общественность только высказывает свои идеи – каким должен стать новый музей. Народный артист Николай Бурляев, который исполнил роль поэта в фильме «Лермонтов», считает, что его герой достоин большего, чем мемориальная зона в гостинице для артистов.
Николай Бурляев,народный артист: «Сам Бог велел создать в Петербурге не только Пушкинский дом, но и Лермонтовский дом».
Для съемок фильма, который вышел на экраны в 1986 году, в павильоне была построена та самая квартира, и Николай Бурляев до сих пор помнит, насколько точно художникам удалось передать дух эпохи. Подобным образом можно было бы подойти и к созданию нового мемориального пространства на Садовой, 61 — считают защитники дома Лермонтова.
Напротив дома Лермонтова в 19 веке был полицейский участок, как и сейчас, правее – все так же, пожарная часть и каланча. И, подойдя к окну квартиры на втором этаже, можно будет взглянуть на Петербург Михаила Лермонтова. Который, зная человеческую природу, в своих стихах давал понять — что вовсе не рассчитывает на благодарность потомков.