«Мир искусства». В прошлом году исполнилось 120 лет с момента основания этого художественного объединения, одного из самых примечательных в истории русской культуры. В «Ленинград Центре» к юбилею «мирискусников» решили приурочить выставочную трилогию.
Первая ее часть была посвящена портретам. Открывшаяся недавно вторая часть обращается к теме более широкой – пейзажам. Все собранные экспонаты – из частных коллекций. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина воспользовалась редким случаем увидеть обычно скрытые от посторонних глаз работы.
По грустным осенним аллеям, через залитые солнцем зеленые поля, вдоль мрачных крепостных стен к берегу штормового моря. Исторические прогулки с «мирискусниками» разнообразны. И здесь вас, конечно, окатит волной знаменитых имен: Бакст, Бенуа, Сомов, Кустодиев, Добужинский, Лансере, Нестеров и Билибин. Плюс маленький уголок будущих авангардистов – Григорьев и Ларионов. Ведь все они, кто хоть раз выставлялся в рамках «Мира искусства», имеют право и называются «мирискусниками».
Огромный пласт. Часть которого – как часть айсберга – скрыта в частных коллекциях. Но интерес к этому периоду русской живописи не угасает. И хотя о пейзажах в этой связи говорят не так часто, среди них мы находим, например, революционные для своего времени виды непарадного Петербурга с неожиданных ракурсов.
Елизавета Цикаришвили,куратор выставки: «Работы Добужинского, Остроумовой-Лебедевой, которые сформировали новую иконографию Петербурга… Здесь пейзаж становится практически документальным свидетельством тех индустриальных изменений, которые происходили в городском пейзаже».
«Петербург. Крыши в снегу» Добужинского – пожалуй, самая титулованная из представленных работ. На обороте – ярлычки многочисленных выставок, в том числе оригинальные «Мира искусства». А эта ваза, напротив, выставляется впервые. Нетипичное творение Валентина Серова, созданное в керамической мастерской в Абрамцево.
Юлия Юрченко,искусствовед: «Ваза является отсылкой к Врубелю, изображает летящего демона. Интересна она тем, что совмещает классическую форму с высоким рельефом, то есть, по сути, со скульптурным изображением».
«Богатырь» Василия Кузнецова – начало «патриотической темы» для Императорского фарфорового завода. Дачные зарисовки Павла Щербова – редкий вид семейного шаржа. На поляне «Мира искусства» тропинки разбегаются в разные стороны. И не за каждым кустом скрывается «арлекин».
И все же художников объединяет не только название журнала и название выставок. Их работы стали Серебряным веком русской живописи. Когда-то эти картины выставлялись рядом друг с другом, потом не виделись более ста лет. И, возможно, никогда больше не соберутся вместе.