Совсем скоро наш город накроет шквал культурных событий – 14 ноября стартует Петербургский международный культурный форум. Его программа, как всегда, насыщенная. Лично я особенно жду двух событий. Совместно с Третьяковской галереей, Русским музеем и Курской картинной галереей грандиозный проект готовит Манеж. Выставку певцов молодого советского государства, двух Александров – Дейнеки и Самохвалова. А в KGallery оживет «Портрет эпохи». Там представят более сотни снимков, созданных выдающимся фотографом Моисеем Наппельбаумом. В его объектив попадали: Владимир Ленин (и это его первый художественный фотопортрет!), Сергей Есенин, Борис Пастернак, Всеволод Мейерхольд, Анна Ахматова.
Кстати, в нынешнем году исполнилось 130 лет со дня рождения поэтессы. И к этой дате в Музее Ахматовой в Фонтанном доме приурочили интерактивную выставку «Ты один из моих двойников». В какую историю на ней сплелись личные вещи, стихи и воспоминания Ахматовой и её современников? Об этом расскажет Анна Лесина.
«Ты один из моих двойников» – цитата из произведения Анны Ахматовой в этом проекте играет ключевую роль. Фонтанный дом предложил не просто ближе познакомиться с поэтессой, но встать на ее место, пережить ключевые моменты ее судьбы. Главное – разгадать загадки, сотканные из стихотворных строк и волнительных воспоминаний, переданных при помощи дополненной реальности.
АННА ЛЕСИНА, корреспондент: «Первым делом мы попадаем в некие пласты сознания. Те мысли, которые посещали Анну Ахматову на протяжении жизни, вы решили здесь воплотить».
СВЕТЛАНА ПРАСОЛОВА, заведующая научно-просветительским отделом Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме: «Да, это подвал памяти, где главные герои – Блок, Мандельштам и Кузьмин. И все они собирались в арт-центре «Бродячая собака». «Бродячая собака» – место, где она часто бывала, и где собирались близкие поэты того времени. Вы видите только приглашение, чтобы зайти в нее. Программки «Бродячей собаки» и те стихи, которые действительно там звучали».
АННА ЛЕСИНА, корреспондент: «А этот зеркальный круг – суд над Ахматовой, и даже может суд самой себя. Потому что мы видим зеркала».
СВЕТЛАНА ПРАСОЛОВА, заведующая научно-просветительским отделом Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме: «Осуждение Ахматовой было с самых ранних лет, потому что еще отец ей говорил, что написание стихов – дело пустое. И просил не трепать его имени. И долго ее обвиняли в том, что она поэт не той эпохи. Здесь мы реально погружаемся в шквал ее порицаний. Мы видим погружение в черноту тех обвинений, которые отправляют сознание и душу. И выход для Ахматовой — уйти в поэзию».
Каким только образом нам ни рассказывали о жизненном пути Анны Ахматовой, как только ни раскрывали ее переживания, но выставка в Фонтанном доме – это не столько визуализация судьбы поэта, сколько проекция на нас самих. Приглашение ответить на вопрос: «Кто такая Анна Ахматова, я, кажется, уже знаю. Но кто есть я?»