Само слово «барокко» мы навскидку связываем с пышной, избыточной красотой. Мало кто вспоминает, что эта красота, говоря по-простому, не про нас. Люди того времени обращались по сути к одному слушателю — Богу. Не только художники. Исаак Ньютон полагал, что запомнится потомкам главным делом своей жизни — комментариями к Писанию.

Композиторы Бах, Гендель запомнились нам своей музыкой, но и она об этом. Парадоксально, но сегодня барочная музыка привлекает все больший интерес. С гастролями в наш город приехал легендарный сэр Джон Элиот Гардинер и его «Английские барочные солисты». Перед переполненым залом висит перевод «Господи, помилуй!». Что в этом обращении ищем мы? Оскар Уайльд писал о своих современниках, что их реакция на реализм — ярость чудовища, увидевшего себя в зеркале, а реакция на романтизм – ярость чудовища, не находящего в зеркале свое отражение. Мне кажется что ответ на барокко где-то рядом. Дарья Патрина продолжит.

Хор Монтеверди, специализирующийся на исполнении барочных произведений, сэр Джон Элиот Гардинер организовал в 1964 году. Тогда же он инициировал и создание оркестра английских барочных солистов, исполняющих музыку на аутентичных инструментах. Впрочем, теперь, когда его называют мастером аутентичности, он бывает крайне недоволен.

Но против фактов спорить трудно. Именно с приходом сэра Джона Элиота Гардинера на большую музыкальную сцену барочная музыка обрела историческое звучание и сейчас переживает невероятный всплеск слушательского интереса. Две премии «Грэмми» и несколько премий «Граммофон», успешные гастроли по всему миру, и вот, наконец, Россия! Их ждали так долго! И все билеты в Большой зал филармонии были раскуплены за несколько месяцев до концерта! В начале – «Месса на четыре голоса» Клаудио Монтеверди, та самая, с которой хор начал свой путь 55 лет  назад.

ДЖОН ЭЛИОТ ГАРДИНЕР,дирижер:

«Я выбрал программу, которая, как мне кажется, соответствует этому легендарному залу с его невероятной акустикой. Мы привезли классическое барокко, глубоко страстную и трогательную музыку. Вся она связана с литургией и рассказывает библейские истории. Каждый из композиторов – Монтеверди, Кариссими, Пёрсел, Скарлатти – все они чувствовали прочную связь с религией и с библейскими текстами, но каждый из них передавал разные настроения и видел разные аспекты христианской мессы. И, как ни странно, это созвучно современному человеку.

В Россию мы привезли четыре потрясающих аутентичных инструмента: виолу да гамба, виолоне, чудесную китарроне и редкий трехсекционный орган. У каждого инструмента яркое индивидуальное звучание и, конечно, вместе они создают уникальную звуковую палитру.Я всегда интересовался контекстом создания того или иного произведения. Причиной, по которой музыка возникла. Почему композитор решил написать ее для театра или для церкви? Как он представлял себе ее идеальное звучание? И как мы можем наилучшим образом это восстановить? Какие инструменты выбрать? Где исполнять? Такая, знаете, музыкальная археология. Мы используем ее как платформу, возвращая к жизни те или иные произведения. 

В барочной музыке есть удивительная комбинация основы, структуры и драмы. Она — отражение небесной гармонии. Всегда важно, по какому случаю было написано произведение. И эта музыка по-прежнему трогает сердца людей, заставляя их биться в унисон».