Никто не заметил, когда точно люди перестали выражать свой восторг, бросая на сцену цветы, а неодобрение, кидая  ботинки и гнилые фрукты. Никто не свистит, полагается всем хлопать, чем больше понравилось, тем дольше и неистовей. 

Представьте, что человека совершившего нечто выдающееся, награждают сразу пятью орденами. А совершившего ужасный поступок тоже. Но только двумя! Этот абсурд приводит к тому что достоинством становится прорвавшееся негодование. Скажем, резонансный режиссер Константин Богомолов это явно любит. Услышав как-то на премьере фразу «Халтура в центре Москвы!» он тут же вставил ее в спектакль. Может ли вообще реакция публики быть объективной оценкой?

Режиссер Аттила Виднянский привез из Будапешта спектакль «Рокко и его братья», который весьма прохладно встретили зрители Театральной олимпиады. Павел Богданов продолжит.

С Аттилой Виднянским мы встретились  в Александринском театре на следующий день после первого показа спектакля «Рокко и его братья» на Театральной олимпиаде. Именитый  режиссер, как и актеры его труппы, которые один за другим отказываются от интервью, не скрывают:  они расстроены  тем, что вчера после первого действия зал покинула едва ли не половина зрителей. Сам Виднянский  признается — он ждал такой реакции. И дело не в трудностях синхронного перевода, ведь неделю назад на премьере в Будапеште театра реакция венгерской публики также была неоднозначной.

Спектакль как диалог с культовым  фильмом Лукино Висконти. Некоторые сцены Аттила Виднянский  воспроизводит едва ли не покадрово. Но для тех, кому меньше 30,  «Рокко и его братья» уже  не легенда мирового кинематографа, а заново рассказанная история. История о  противостоянии братьев Паронди и большого города. Для  того, чтобы зритель почувствовал всю остроту конфликта, актеров венгерский режиссер подбирал по особому принципу. 

Спектакль начинается с попытки рассказать о неком  манифесте. Режиссер словно предсказывает — как и  50 лет назад грядет новая революция. И это уже не бунт бессмысленный и беспощадный, это мировой тренд. Иначе как объяснить  феномен популярности идей антиглобалистов или желтых жилетов. Современный мир действительно сегментирован до предела. Но в этом нарочито нестройном хоре голосов свой особый смысл. 

В этом спектакле нет неожиданного финала. Все почти как в кино. Но глядя на героев,  словно попавших в наш мир прямиком из фильма Висконти, понимаешь: сейчас их конфликт с мироустройством был бы еще жестче. Рокко и его братья своего места в строю бы не нашли и, наверняка, оказались бы в лагере непримиримых. Ведь мы научились мимикрировать под окружающую среду, а они — нет.