О совмещениях совместимого и несовместимого сегодня говорилось даже слишком много. И хочется перевести дух, сказав про что-то определенно — не получается. В рамках Театральной олимпиады даже была дискуссия «Нет, это — театр!» То есть, о том , что увиденное у них это не балет или скажем, перформанс, экскурсия, а спектакль. Как по другому отличить — неясно. Если место встречи определить нельзя, или даже как на международном аудиовизуальном фестивале EPICENTROOM — что первично, звук или видео? Ситуацию усложняет само место проведения — знаменитый центр на Пушкинской, 10. Не один десяток лет он служил одинаково пристанищем художникам и музыкантам. И вот теперь международный смотр — где видео-арт, где саунд-арт, а где даже театр звука.

Пушкинская, 10 это культовое место. Тридцать лет назад здание в центре города стало главным местом для новой, свободной культуры и современного искусства.  Традиция неформата сохранилась здесь до сих пор. Свой третий юбилей пространство отметило аудиовизуальным фестивалем «Эпицентрум». На протяжении двух дней здесь было все — художественные галереи, концертные площадки, студии звукозаписи, детский театр, творческие мастерские, видео-арт перформансы и многое другое. 

Открыл фестиваль импровизационный хор студентов из академии Штиглица, которые смело миксуют стихи и термины квантовой механики.

ЮЛИЯ КРАВЧЕНКО,художник, основатель хора:
«Я люблю работать с текстом, но не со смыслом текста, а с его звучанием».

Медиахудожник Александр Антипин представил видеоинсталляцию «Смонтированный город». Улица стала для него лабораторией визуальных эффектов. Достаточно надеть наушники, и ты уже в самом эпицентре ночного Петербурга.

АЛЕКСАНДР АНТИПИН,медиахудожник:
«Это такой видеодневник о городе. Начинается с поезда в движении. Выставки, художники, такая вот арт-жизнь города. Та, которая мне нравится. Я хожу и снимаю. Плюс сам город. Атмосфера города, разные места нетуристические, куда не водят экскурсии, такие серые зоны. Но это тоже город».

Пять этажей арт-центра тоже кажутся целым городом. Из малого зала нонконформистского искусства гости перемещаются в галерею «Арт-лига». Куратор фестиваля Дмитрий Шубин работает на Пушкинской около 20 лет. Признается, такой насыщенной программы не было никогда.

ДМИТРИЙ ШУБИН,куратор фестиваля «EPICENTROOM»:
«Появилось огромное количество технологий. Основное направление здесь это звук во всех его проявлениях. От саунд-арта до звука в видео-арте, до концертов импровизационной музыки и электроакустической».

Особое место в программе занимают концерты импровизационной музыки.  И это по-настоящему удивляет.

ЮРИЙ ТАРАКАНОВ,гость фестиваля «EPICENTROOM»:
«Какой-то здесь остался от советского периода, когда появлялись такие уголки. Ты знаешь, что ты можешь прийти не имея денег, не имея места, где спать, и спокойно остаться. Ты мог прийти найти друзей, найти стопочку. Тогда это было, действительно, самородившееся свободное место».
ЮЛИЙ РЫБАКОВ,президент арт-центра «Пушкинская, 10»:
«Если бы не было нашей дружбы, не было бы Пушкинской. Только наше единство, наша солидарность, творческая солидарность, позволила нам. Свобода творчества, тот принцип, который был искажЕн в Китае, тем не менее существует и должен существовать. Пусть растут цветы! Здесь есть художники-реалисты, авангардисты, абстракционисты, есть музыканты классического. Творческая свобода и есть тот стержень, который держит».