Народный артист России, воплощение академических театральных традиций, символ Александринки. Для разговора с таким человеком, как Николай Мартон специальных поводов искать не нужно. Хотя Николай Сергеевич, недавно отметивший 85-летие, не устает эти поводы давать. 15 сентября он представил свой моноспектакль «Вертинский. Русский Пьеро». Накануне премьеры с ним встретилась Катерина Картузова.

НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Странно… Я родился в деревне. Село на Украине. Когда мне было лет, наверное, 10, в мое село приехали артисты национального украинского театра. Они играли какие-то сценки, пели украинские песни. И сердечко у этого маленького мальчика затрепетало. Я работал на заводе, закончил вечернюю школу и пришел в Киевский театральный институт имени Карпенко». 
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«Выпускнику театрального училища сделали несколько предложений. Я знаю, в Москву, в Киев и в Ленингра».
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Это было такое…»
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«Выбрали вы Ленинград? Почему?»
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Ленинград почему? Я его увидел в 1958 году. Я приехал сюда на соревнования по фехтованию. Я был фехтовальщиком, у меня сабля была. Я проиграл. Второе место занял, а хотелось первое. Я знаю, что такое Пушкинский театр. Здесь был Симонов, Черкасов, Толубеев, Фрейндлих. Здесь я буду учиться у этих великих артистов, так и случилось». 
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«В этом году вы открываете 57-й сезон свой в Александринском театре. Какая была первая встреча с этим театром? Вы помните?»
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Первая моя работа «Маленькие трагедии» Пушкина. Мой отец, мой партнер, мой барон по Пушкину — Николай Черкасов. Когда я видел этого гениального артиста, то можно упасть в обморок». 
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«На что вы потратили свой первый гонорар?»
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Первый гонорар на что? На подарок своей жене Раисе Павловне Мартон, которую я очень любил. Она мне родила двоих сыновей».
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«Николай Сергеевич, в театре вы сыграли около 100 ролей. Какая самая знаковая для вас роль?»
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Обязательно надо назвать Экзюпери. Обязательно надо назвать императора Наполеона Бонапарта, Землянику в «Ревизоре» — это уже фокинские спектакли. «Петербург» Белого — это спектакли Могучего. Гениальная роль. Трагическая». 
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«Николай Сергеевич, когда у вас появилась личная гримерная?»
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Вы знаете, почти сразу. Ведь это святое место в театре. Просто артисты сюда не заходили. Здесь вот они все: Симонов, Черкасов, Вивьен, Юрьев, Толубеев. Вот они все у меня здесь. Это не просто фотографии, они не тогда, сейчас мои друзья, мои наставники. Каждый спектакль, когда я прихожу, я с каждым из них здороваюсь. Если это драма глубокая, то это Черкасов или Симонов, если это комедийное что-то, то это Меркурьев». 
КАТЕРИНА КАРТУЗОВА,корреспондент:
«Николай Сергеевич, 15 сентября премьера вашего моноспектакля. «Вертинский. Русский Пьеро». Я знаю, что это была Ваша давняя мечта сыграть эту роль».
НИКОЛАЙ МАРТОН,народный артист РСФСР:
«Это так. Но это не будет роль Вертинского. Я не буду его играть. Это будет поэзия и это будут песни. Это какая-то задушевная беседа. О жизни, о смерти, о страстях человеческих, о любви».