2019 год — юбилейный год для Большого драматического театра, он отмечает свое столетие. А на следующей неделе поздравления с 85-летием будет принимать и выдающийся артист этого театра Олег Басилашвили. К двум этим датам в БДТ приурочили первую премьеру нового сезона — спектакль «Палачи» по пьесе ирландца Мартина Макдонаха. Его называют «чудом современной сцены», и прикоснуться к этому чуду стремятся многие. «Палачей» практически параллельно с БДТ поставили и в московском «Гоголь-центре». Что символично, история о безразличных винтиках системы и палачах, которые бывшими не бывают, для Кирилла Серебренникова стала первой постановкой, созданной не под домашним арестом.

Кто-то запускает в небо фейерверк, ест торт, пьет шампанское. Свой 60-летний юбилей на сцене БДТ Олег Басилашвили встречает заглавной ролью в спектакле «Палачи». Иные берега, иные нравы, но модный ирландский драматург сумел увлечь историей абсолютно неблизких нам людей из английского захолустья. Где-то там, в далеких 60-х годах, местный палач обсуждает с завсегдатаями своей пивнухи новые порядки: в старой доброй Англии отменена смертная казнь, что дальше. От слов как-то переходят к делу, подтверждая, что бывших палачей не бывает, как не может быть случайной казнь. Неожиданно симпатию  вызывает главный герой. В грубого и неотягощеного культурой кабатчика народный артист вдохнул несвойственные персонажу рефлексии и обаяние сыгранных тонких ролей. Вряд ли случайно, скорее невольно. 

Гарри Уэйд на сцене БДТ скорее ветеран, чем палач. В присутствии такого как-то неловко заводить разговор об этике. Такое было время. Дело не в том, чтобы в финале ужаснуться тому, как это человек без малейших угрызений берет грех на душу. Казнившему сотни, сделать это легче, чем нам с вами. Речь не о профессиональных деформациях палачей, их давно нет в Англии, да и у нас уже. Но в пьесу сложились наблюдения о деформациях наших дней. Люди в тех самых странах победившего гуманизма с все большей симпатией поглядывают не то чтобы на тех, исторических палачей, скорее на саму идею веревки. О воспитательной силе виселицы в Британии написаны тома. У нас в основном рассуждают о порядке.

Жертва болтается в петле, общее бездействие объединяет действующих лиц одним словом — «палачи». Этим же словом спектакль обобщает аудиторию гораздо шире зрительного зала, даже конкретной страны.