Юбилей в этом году празднует и другой культурный бренд нашего города — Государственный Эрмитаж. Ему исполняется 255 лет. И этот возраст он встречает в статусе глобального музея или, словами его директора Михаила Пиотровского, серьезнейшего международного холдинга с выставочными центрами в разных уголках мира. Ровно 10 лет назад в историческом здании «Амстельхоф» открылся центр «Эрмитаж-Амстердам». Он стал крупнейшим представительством нашего музея за рубежом. И создал своего рода тренд. Сегодня подобные филиалы стремятся открывать лучшие музея мира. С подробностями корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Павел Богданов.

ПАВЕЛ БОГДАНОВ,корреспондент:
«В 2019 году выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» отмечает 10-летие. Первая выставка в бывшем здании Дома Престарелых состоялась в июне 2009 года. На самом деле история Эрмитажа в Амстердаме началась в феврале 2004 года в бывшем здании сестринского корпуса того самого Дома Престарелых. Теперь это целый музейный комплекс, в котором было проведено уже 17 экспозиций. 18 экспозиция стала самой яркой во всех смыслах этого слова.  Выставка «Драгоценности: блеск российского двора» посвящена истории ювелирных  украшений Династии Романовых. Небольшой дворик голландского Эрмитажа переполнен леди и джентльменами — настоящими сливками голландского общества. За десять лет Эрмитаж в Амстердаме стал настоящим местом притяжения. За это время его посетили четыре миллиона человек».
ЭРНСТ ВЕЙН,первый директор выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам»:

«Я помню как представлял проект руководству Национальных лотерей Нидерландов. У меня было 45 минут. После чего мне сказали — ждите звонка на следующей неделе. Но в тот же вечер, я это очень хорошо запомнил, потому что незадолго до этого умер отец, и я пригласил   маму в свой дом во Франции, и в 23:40 я  услышал звонок. Мне сказали, что выделена  невероятная  по тем временам сумма, 34 миллиона гульденов. Это был первый камешек в основание нынешнего проекта.

Я помню день открытия музея с участием нашей королевы и вашего президента. А на следующий день в девять утра, когда я как всегда ехал на работу сюда на велосипеде, то увидел толпы людей, которые стояли вдоль набережной, чтобы попасть в музей. Это было фантастическое начало».

Эрнст Ван Вейн в Петербурге был 92 раза. Он вложил в открытие музея свои собственные средства. Даже преемницу на пост руководителя выбрал лично. Теперь музей возглавляет Кателейн Брурс. Она проводит экскурсии, почти не останавливаясь, из плотного рабочего графика выбиваться нельзя.  Но около одного зала мы все-таки немного задержались. Это комната российско-голландской дружбы.

КАТЕЛЕЙН БРУРС,директор выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам»:
«В этой комнате вся история нашего музея, потому что вот эти темные линии — это профиль Эрмитажа в Петербурге , а вот это уже наш проект. И можно сравнить насколько велик наш большой брат — он в 10 раз больше. Но этот зал еще и рассказ о российско-голландских отношениях в целом. Ведь именно мэр Амстердама Николас Витсен подтолкнул Петра Первого, когда они стали друзьями, к тому, чтобы начать собирать коллекцию искусства. Он убедил его тем, что сказал, что это главная возможность оставить свой след в истории».

О российско-голландской дружбе говорили и в десяти метрах от этого зала, в «Черч-Холле». В 16 веке это было самое большое общественное пространство города. В 20 веке здесь чествовали сэра Уинстона Черчилля.  А в 2019 году вице-мэр Амстердама Марьолейн Моорман вручила Орден Офицера Оранских-Нассау заместителю генерального директора Эрмитажа и главному герольдмейстеру России Георгию Вилинбахову. Но эта церемония не была похожа на строго официальную. Иначе в своем выступлении Георгий Вилинбахов не вспомнил бы знаменитую советскую песню «про оранжевое настроение», цвет современного флага Нидерландов.

ПАУЛ МОСТЕРД,заместитель директора выставочного центра «Эрмитаж-Амстердам»:
«Мы знаем профессора Вилинбахова уже очень давно. Он очень разносторонний человек. Во-первых, он очень интересуется историей искусства. Но в то же время он еще и менеджер. Он знает, как правильно организовать работу. И кроме того, он — центр принятия решений. Он знает как организовать работу, если дела идут неправильно, он знает как решать проблему. И что немаловажно, во всяком случае для меня, он человек с невероятным чувством юмора».

От праздников к будням здесь умеют переходить почти мгновенно. Вот и буквально за несколько часов до отлета Георгия Вилинбахова в Петербург, за чашкой кофе в офисе музея проводит собрание «Менеджемент-тим». В небольшом помещении с почти хрестоматийным видом на Амстердам обсуждают дальнейшую жизнь музея. Уже сейчас составлен план на ближайшие десять выставок, которые пройдут в Эрмитаже на Амстеле. 

Выставки из собрания Эрмитажа в Нидерландах всегда становятся блокбастерами.