В Шотландии — шелки, прекрасные люди-тюлени. Полулюди-полурыбы вудаши в чувашской мифологии. Киты, рожденные женщинами — в преданиях эскимосов. Сюжет, кажется, обязательный для всех народов, селившихся у кромки больших и не очень вод. Там, где невозможно жить, не сливаясь со стихией, где природа, вечность и легенды всегда рядом.
«Мифы и вещи: искусство древних эскимосов Эквена» — так называется новая экспозиция в Кунсткамере. Богатую, но малоизвестную широкой публике культуру морских охотников изучала Дарья Патрина.
Многие из этих предметов были созданы полторы тысячи лет назад на берегу сурового и холодного Берингова пролива, где поселились древние эскимосы. Пролив богат морским зверем, а эскимосы изобрели поворотный гарпун, став цивилизацией отважных и удачливых морских охотников. Части гарпунных комплексов и буксировочные крюки, вырезанные из моржовых клыков, украшенные тонкими орнаментами и причудливыми изображениями людей, птиц и животных – главные герои этой выставки. И в момент создания они не были задуманы как предметы искусства, таким у древних эскимосов был быт.
В Кунсткамере хранятся 6 тысяч предметов, найденных в начале 60-х в знаменитом Эквенском могильнике. Тогда понятие древнеберингоморской цивилизации только входило в оборот, и раскопки на северо-востоке Чукотки стали научной сенсацией. Был создан специальный Чукотский археологический отряд. Из года в год они возвращались на побережье Берингова пролива. Кстати, работы в Эквене продолжаются и сейчас.
На этом небольшом буксировочном крюке можно насчитать до 8 изображений разных животных и изображение человека. Они как будто перетекают друг в друга. Тема перевоплощений и трансформации была для древних эскимосов, пожалуй, главной. Она отражена и в их мифах.
Этот миф был анимирован в фильме Алексея Вахрушева «Книга моря», а эскизы и кадры из фильма стали частью открывшейся выставки. Так же, как фотографии современных морских зверобоев, возрождающих на Чукотке китовый промысел.
Круглый зал Кунсткамеры связал прошлое и настоящее чукотских эскимосов, академическую науку и современное искусство, мифы и реальность. И мифическая эскимосская «Хозяйка моря» как будто парит над реальными вещами, явленными на свет из музейных запасников.