Что общего у Курта Кобейна, Пьера Булеза, Элвиса Пресли и Баха! Все они попали в список «Культурного норматива школьника», образовательного проекта, который будет запущен с октября этого года. 

Согласно мнению Минкульта, эти музыканты одинаково важны для духовного и эстетического развития подрастающего поколения. А вот скульптурного воплощения в нашем городе удостоился лишь один из перечисленных — и то недавно. 

На Невском проспекте у здания Петрикирхе установили бронзовый бюст Иоганна Себастьяна Баха. В сквере Бах будет соседствовать с другим великим немцем — Иоганном Вольфгангом Гёте.

От российско-немецких культурных связей к российско-британским. 2019 — перекрестный год музыки в наших двух странах. К этому событию было приурочено создание фестивального оркестра Бриттена-Шостаковича. За молодым коллективом в действии наблюдал Виктор Высоцкий.

Присвоить чему-либо или кому-либо великого имени — есть акт символический. Он очерчивает художественное пространство деятельности и устанавливает желаемый уровень качества. Оттого наличие у российско-британского молодежного симфонического оркестра сразу двух имен – Бриттена и Шостаковича — одним может показаться исключительным психологическим бременем, другим — излишней роскошью. 

Оркестру всего несколько месяцев, он появился в перекрестный год музыки Великобритании и России. Спасибо смелым, прогрессивно мыслящим людям в нашей суровой стране и в туманном Альбионе, понимающим, что любые психологические и политические барьеры можно перешагнуть с помощью искусства. Так это было в 60-70-е годы, в период тесного общения двух великих музыкантов — Шостаковича и Бриттена. В формировании оркестра их имени приняли участие три российских консерватории и британские музыканты.

Ян Латам-Кёниг – дирижер с пышной биографией. Она блещет именами лучших оркестров и площадок мира, одна из них – Новая Опера в Москве, куда он в 2011 году был приглашен главным дирижером. Музыкант говорит свободно на пяти языках, а главное, как уверяют, близок к королевской семье, что немаловажно – для этого проекта удалось заручиться поддержкой самого принца Майкла Кентского.

Имена обязывают. Поэтому во всех программах оркестра, тур которого начался 9 сентября в Сочи, а закончится 25 сентября в Лондоне, присутствуют произведения Шостаковича и Бриттена. Артисты знакомят публику с редкими шедеврами, и попутно становятся друзьями. 

Ну, а Большой зал филармонии имеет свою собственную, особую историю в русско-английских музыкальных отношениях. Слова «музыка» и «мир» в русском языке начинаются на одну букву. Оркестр имени Бриттена –Шостаковича играет на самое широкое осознание этого факта.