Александра Рытхеу,корреспондент: Балерина в сознании любого человека, в первую очередь, представляется непременно в пачке. Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета. Однако прежде чем сформироваться окончательно он претерпел массу изменений.
Впервые в пачке на парижскую сцену 12 марта 1839 года вышла Мария Тальони, исполнявшая партию Сильфиды в одноимённой постановке. Тогда пачка, произвела настоящий фурор. Её придумал для своей дочери Филиппо Тальони. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас.
Наталия Вайнберг,научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: По легендам Тальони не обладала идеальной фигурой для балета. Поэтому длинная, так называемая, пачка, длинный хитон был создан чтобы немножко прикрыть её ноги. Эта её воздушность, полёт всё это подчеркивал костюм.
Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать, как вторая кожа. Долю балерин облегчила мода на античность. Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией.
Александра Рытхеу,корреспондент: До второй половины XIX века балерины выступали просто в обычных платьях. Они мало отличались от тех, в которых были зрительницы. Но по мере того как усложнялась балетная техника пачки становились короче. Ведь прежде всего костюм должен был быть удобным и не стеснять в танце.
Наталия Вайнберг,научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: Костюм освобождается от лишних килограмм и возникает та самая знаменитая пачка. Сегодня она такая круглая, похожая на тарелку, на блин.
Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась. Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури.
Наталия Вайнберг,научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: Она отличалась крутым нравом. И ей надоело выступать в длинном платье. Она в антракте прибежала к себе в грим уборную, взяла ножницы и обрезала костюм.
В 40-х годах на сцену возвращается балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А всё потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане».
Наталия Вайнберг,научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства: Раньше шили из марли и складывали юбочки по 10 штук, как пачка. Вот возникло это слово, по французски пачка тютю.
Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В наше время пачка так прочно укрепилась, что её используют не только на балетной сцене, но, к примеру, в номерах эстрадных артистов и даже в цирке.