В гостях у программы «Хорошее утро» Оксана Юлдашева, заведующий кафедры маркетинга СПБГЭУ, д.э.н., профессор.
Дарина Шарова,ведущая: Для чего создаётся технология распознавания лиц? зачем это маркетологам, что они хотят узнать подобным образом?
Оксана Юлдашева,заведующий кафедры маркетинга СПБГЭУ: С точки зрения маркетинга это попытка изучать и лучше понимать поведение потребителя. Эта технология позволяет распознавать не только лица, но и эмоции. То есть можно понять реакцию на те или иные новшества, рекламу, расстановку продуктов на полке и так далее. Речь идёт о попытке понимать подсознательную реакцию, потому что людей, которые контролируют свои эмоции и своё выражение лица, не так много. Часто нам только кажется, что мы себя контролируем, а лицо и мимика на самом деле нас выдают. Вся практика маркетинга показывает, что традиционные исследования, когда потребитель осознанно отвечает на вопросы, имеют серьёзные погрешности и даже ошибки. Поэтому сегодня так много усилий затрачивается на создание технологии, определяющей бессознательную реакцию потребителя.
Михаил Спичка,ведущий: У этой полезной технологии, наверное, есть и обратная сторона?
Оксана Юлдашева,заведующий кафедры маркетинга СПБГЭУ: Это риски для потребителей, связанные с тем, что фактически мы лишаемся права на личную жизнь. Вы заходите в магазин, а вас узнают. Не думаю, что это всем понравится. При этом не только узнают, а видят всю историю ваших покупок и могут предположить, что вы захотите купить.
Дарина Шарова,ведущая: Но ведь будет отслеживаться не только наша реакция, но и состав аудитории, частота посещения магазина.
Оксана Юлдашева,заведующий кафедры маркетинга СПБГЭУ: Конечно, очень положительный момент заключается в том, что управляющий магазином сможет отследить количество очередей, места их скопления. Потом можно принять решение об увеличении обслуживающего персонала там, где это необходимо. Или подумать над изменением планировки торговой площади, чтобы улучшить покупательские потоки и проходимость в магазине. К тому же продавцу станут более понятны запросы покупателей, их предпочтения, пожелания. Отследить будет можно не только реакцию покупателя, но и поведение персонала, знать, насколько он приветлив и компетентен. Естественно, повысится уровень безопасности. Станет меньше краж.
Михаил Спичка,ведущий: Мы сейчас говорим о крупных супермаркетах?
Оксана Юлдашева,заведующий кафедры маркетинга СПБГЭУ: Да, практика показывает, что пока подобные технологии внедряют крупные компании. Это большие торговые центры, сетевые магазины, крупные банки. Всё пока решает стоимость этих технологий. Насколько экономические преимущества пользования ими будут соизмеримы с затратами на них. Однако, технологии имеют свойство становится дешевле, когда приживаются. И в скором будущем даже небольшой магазин сможет себе позволить использовать такого рода технологию.