В гостях у программы «Хорошее утро» Василий Павленко, командир шлюпочных походов.
марианна дьякова,ведущая: Мне кажется, пора отправиться в морское путешествие. Вот уже 20 лет команда «Викинги из Петербурга» путешествует на морских парусно-гребных шлюпках, ялах, на десятивёсельном катере и на яхтах по историческим маршрутам не только в пределах нашей страны, но и за рубежом.
михаил спичка,ведущий: Об этом поговорим с нашим гостем, Василием Пвленко, командир шлюпочных походов, руководителем проекта «От викингов до Петра Первого».
марианна дьякова,ведущая: Как называется этот вид морского транспорта?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Перед вами шестивёсельный ял – традиционная гребно-парусная шлюпка, которая используется в российском флоте уже более трёхсот лет. Они пришли к нам из Голландии в петровское время.
марианна дьякова,ведущая: Куда можно доплыть на таком?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Можно совершить выходы на несколько часов из Санкт-Петербурга, в пределах города.
михаил спичка,ведущий: А что, в пределах Санкт-Петербурга можно под парусом ходить?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Разумеется. Можно выходить в Финский залив. В непогоду – можно ходить по островам залива. Наша база находится недалеко от Крестовского острова, Центральный Яхт-клуб. Очень живописное место, старейший яхт-клуб Петербурга.
марианна дьякова,ведущая: Я анонсировала, что вы и за рубеж доплываете. Какое было самое дальнее путешествие у вас?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Мы стараемся, чтобы наши маршруты пересекались с историческими путями викингов, от этого и название нашего проекта. В разные годы мы ходили вокруг Ладожского озера, Онежского озера. Финский залив – на севере мы доходили до мыса Гангут, на юге мы доходили до Эстонии. Были на Чудском озере, на Псковском, на реках Волхов, Луга, Свирь, на Выгозере. И ходили ещё дальше – на Белое море, на Соловки, ходили по городам-героям Чёрного моря. У нас есть проект на несколько лет, который начался с озера Селигер и идёт по Волге. В течение нескольких лет мы решили пройти всю Волгу до Каспия, оставляя при этом нашу лодку, десятивёсельный двухмачтовый катер в крупных городах, в морских клубах, у партнёров.
михаил спичка,ведущий: А где самый буйные воды из тех рек, озёр, что вы перечислили?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Моряки не любят бурные воды. Мы стараемся соблюдать безопасность, узнаём погоду всегда заранее, у нас полностью укомплектованы шлюпки спасательными жилетами. Мы постоянно держим связь с поисково-спасательной службой. Но время от времени в каждый летний поход случается какая-то свежая погода, неожиданность. За это мы и любим нашу морскую жизнь.
марианна дьякова,ведущая: А кто изготавливает эти ялы, шлюпы? Наверняка здесь учитываются исторические традиции, чтобы такие плавсредства построить.
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Эти шлюпки изготавливают отечественные производители. Вот эта лодка сделана на Лазаревской судоверфи. Также делает Петрозаводск, Архангельск, в Санкт-Петербурге делают экспериментальные лодки. Они есть деревянные, пластиковые, композитные. Их конструкция, в основном, остаётся неизменной, вот уже 250-300 лет.
михаил спичка,ведущий: Вы принесли с собой… это канат, называется? Я боюсь ошибиться.
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Будем говорить, трос. Слово «верёвка» моряки не очень любят. Все морские узлы придуманы не сегодня и не вчера, уже несколько сот лет. Для связывания тросов одной толщины существует прямой узел. Его можно связать в четырёх вариациях, и три будут неправильные – бабий, тёщин, воровской. Они не надёжные, не красивые, ползут. Вот его же вариация – рифовый узел. Он служит при свежей погоде, когда нужно укорачивать паруса. Паруса снизу подбирают и подвязывают. На флоте это называется «брать рифы». Развязывается одни движением.
марианна дьякова,ведущая: А если какой-то шторм на море, или у нас на Ладоге вполне может быть шторм, как привязывать себя к лодке, чтобы не выпасть из неё? Есть специальные узлы?
Василий Павленко,командир шлюпочных походов: Мы не альпинисты, как правило, к лодке мы себя не привязываем. В такую штормовую погоду мы не выходим. Наша лодка беспалубная. В ней нет каюты, рубки. Она прогулочного, туристического, спортивного назначения. Поэтому мы стараемся ходить вдоль берега, не уходить дальше 5 км от берега. Но все предметы в лодке приштертованы, небольшими тросиками привязаны к неподвижным частям – банкам, бортам для того, чтобы они не выпали за борт. Но за борт что-то выпадает регулярно.