Возможно, киберспорт скоро признает и Олимпийский комитет. И Counter Strike c DOTA встанут в один ряд с лёгкой атлетикой и борьбой. Как так вышло? Рассказывает Артур Ходырев.
Двести пятьдесят миллионов человек – всего лишь приблизительная оценка поклонников киберспорта География – весь мир. Лучшие спортсмены: русские, украинцы, европейцы. Свои невероятные карьеры они начинали в компьютерных клубах, которых, казалось, уже не существует.
Компьютерный клуб, оборудованный по последнему слову техники. Для меня – чудом уцелевший вид бизнеса из прошлого. Для петербургских игроков – нечто вроде тренировочного зала. Среди посетителей нет никого старше 30 лет.
Роман: «Основная масса людей, которые называют себя киберспортспенами, она от 15 лет до 25. В последствие уже и скорость обработки информации не та, и реакция не та. Поэтому, в более старшем возрасте киберспортсменов очень мало».
Роман – призер России по Counter Strike 2011 года. Свой уникальный игровой опыт он применил для того, чтобы создать место, где люди смогут не только играть в удовольствие – тренироваться и готовиться к соревнованиям.
– Наушники, как и другие девайсы, составляют значительную часть. Эти полупрофессиональные, выдают хорошие звуки, внешний шум при этом заглушается.
Амуниция – отдельный разговор. Для профи важно все – мышь, клавиатура, игровое кресло.
Артур Ходырев, корреспондент: «Говорить о том, что киберспорт – спорт будущего – уже не правильно. Это настоящее, которое, как и криптовалюта, многих застало врасплох. Мы оказались не готовы в этом участвовать. Остается только наблюдать».
Савелий вернулся с очередного турнира в Румынии только вчера. Сегодня уже тренировка. Неделя без компьютера и можно потерять навыки.
Савелий (Джимка) Брагин, киберспортсмен: «У меня, кроме Counter Strike, ничего нет. Ни работы, ни учебы. Я только здесь деньги получаю. Лучшие игроки в мире получают от полумиллиона рублей до 1,5. В месяц. Это только зарплата. Без спонсорства. Без призовых».
Впереди у петербургской команды так называемый «мажор» – топовый международный турнир, который пройдет в США. Во время подготовки все по режиму: подъем, завтрак, разбор игровых карт, действий отдельных игроков. Дополнительной мотивации не нужно. За киберспорт платят деньги, победы ждут болельщики по всему миру.
– Я этим занимаюсь и не собираюсь заканчивать. Конечно, есть мысли, что в будущем я выступлю на олимпийских играх. Буду играть и представлять свою страну.
На данный момент киберспорт признан олимпийской дисциплиной второго уровня – то есть претендентом на включение в олимпийскую программу. Но уже идут разговоры о том, что в 2024 году на летней Олимпиаде пройдут турниры по одной или нескольким популярным играм.
Владислав из тех, кого называют «представители смежных дисциплин». Завязал с компьютером, т.к. не было возможности зарабатывать. Сначала стал комментатором, а теперь сам организовывает кибертурниры.
– Counter Strike, DOTA, League of Legends – три основных дисциплины. На данный момент самый популярный Counter Strike , буквально года 1,5 назад ситуация была немного другой. Была DOTA 2. Наши ребята везде. Проявляют себя везде и зарабатывают авторитет. Вообще, самые талантливые киберспортсмены у нас в России. Так говорят факты.
У этого успеха вполне конкретные причины. В России один из самых быстрых в Европе и точно самый дешевый интернет. С недавних пор еще – турниры любого уровня, крупные международные – Epicenter – и городского уровня – кубок Губернатора по киберспорту.
– Я испытал огромное удивление, когда власть откликнулась и поддержала нас. Но с другой стороны, нет нужды отрицать, что киберспорт – это массовое явление. Кубок губернатора и Epicenter – два турнира, это самые значимые события за всю историю киберспорта в нашем городе.
Потенциал огромный. Много компаний заметили киберспорт, поняли что это отличный рынок. Рекламный, в первую очередь, рынок. Можно вкладывать и зарабатывать деньги.
Екатерина Яковлева – как раз из тех, кто поддержал первый городской кибертурнир. Сама не играет, но видит в киберспорте огромный потенциал. Впервые идея для бизнеса зародились, когда она увидела, насколько играми увлечены ее дети. Дальше – по-женски глубокий анализ всех плюсов и минусов подобного увлечения. Фокус-группа – сотрудники IT-отдела в её компании.
Теперь в планах – при поддержке властей развивать кибер-индустрию по всем возможным направлениям – от подготовки спортсменов, до проведения самых крупных в Европе соревнований.
Екатерина Яковлева, венчурный инвестор: «Наша задача – сделать не только коммерческий проект, но и социальный. Детей мы все равно из-за компьютеров не вытащим – это по собственному опыту. А возглавить это направление и правильно преподносить киберспорт – это можно сделать. Сочетать его с обычным спортом, с правильной учебой в школе».
В помощь – международный опыт. Например, в Южной Корее целые муниципалитеты городов живут на доходы, полученные от проведение киберспортивных мероприятий.
На данный момент уже известны даты следующих крупных кибертурниров, которые пройдут в Санкт-Петербурге. Ближайший состоится в конце февраля на «Сибур-Арене», еще один осенью, вероятно, на еще большей площадке. Желающих выступить спонсором – уже очередь, от желающих принять участие, очевидно, отбоя тоже не будет. До сих пор есть скептики, которые не готовы признавать киберспорт спортом. Рецепт в этом случае один – оставайтесь в стороне и наблюдайте.