О том, почему лекарства могут привести к концу света, и возможно ли этому противостоять, рассказывает корреспондент Антон Цуман.
В петербургском НИИ Гриппа вовсю готовятся к зимней вспышке этого вирусного заболевания. Ожидается она в декабре и скорее всего не повторит прошлогодних масштабов. Но в среднем каждые три года здесь фиксируют появление новой его разновидности, или – по-научному – штамма, который невосприимчив к существующим вакцинам.
Антон Цуман, корреспондент: «Вот сентябрьский доклад Всемирной организации здравоохранения, который привлек внимание всего мира. Он Посвящен бактериям и называется "Антибактериальные средства в клинической практике". Здесь отражены 12 опасный бактерий. Лекарств против них нет, а значит они могут стать настоящей чумой 21 века».
Вот пугающие кадры прошлогоднего эксперимента медиков Гарварда. В бассейн с питательной средой и антибиотиком они подселили колонию кишечной палочки. Которая не просто не погибла, но и умудрилась выжить в центре емкости, где концентрация антибиотика была максимальной. Что, по мнению экспертов, пример естественного отбора в действии.
Ольга Афанасьева, ведущий научный сотрудник ФГБУ НИИ гриппа Минздрава России: «Эволюция – это процесс, который остановить невозможно. Естественная реакция защиты. Любой микроорганизм, как и макроорганизм – мы учимся защищаться. Естественно, в процессе этой эволюции происходит нарабатывание новых и новых организмов, которые приносят нам беспокойства».
Антон Цуман, корреспондент: «Представим, что это колония бактерий. А это антибиотик, которым мы пытаемся их убить. Если каким-то бактериям удалось выжить, значит их потомки образуют новую разновидность – штамм. Против которого этот препарат уже не подействует».
Гарвардский эксперимент — микромодель того, что может случиться с человечеством, если бесконтрольное использование антибиотиков не прекратится. Только по официальным данным в осенне-зимний период продажа таких препаратов в аптеках Петербурга возрастает как минимум в полтора раза. Но, по словам врачей, лечить антибиотиками простуду – всё равно что стрелять из пушки по воробьям.
Алексей Яковлев, главный врач Клинической инфекционной больницы имени С. П. Боткина: «При каждой инфекции не нужно употреблять, потому что существует масса вирусных инфекций, где эти препараты просто бессмысленны. Антибиотик никогда не поможет при простом гриппе, не поможет при герпетической инфекции, поэтому мы против антибиотиков в безрецептурной продаже».
А тем временем, только за первую половину этого года в России было продано почти 90 миллионов упаковок антибиотиков. Что уже принесло фармацевтическим компаниям более 17 миллиардов рублей.
Антон Цуман: «Но основным потребителем антибиотиков, как ни странно, является пищевая промышленность. Вот, например, для того чтобы этот кусок говядины попал к нам на кухню свежим, многие фармкомпании держат отдельные антибактериальные направления».
Александр Хаджидис, главный клинический фармаколог Санкт-Петербурга: «Надо понимать, что лекарственное дело – это бизнес. Это производство лекарственных препаратов. И производители этих препаратов, не в обиду им будет сказано, тоже хотят принести благо пациенту, но и немножечко заработать. И иногда не сходятся интересы».
Получается, чем больше антибиотиков мы потребляем в угоду бизнесу, тем менее эффективными они становятся. Напоминает печально знаменитую гонку вооружений времен холодной войны между СССР и США. Только теперь человечество воюет с микробами. И по прогнозам ученых пока проигрывает.
Николай Михайлов, и.о. старшего научного сотрудника лаборатории биопрепаратов
Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера: «Сейчас рынок эффективных старых антибиотиков снижается в 2 раза быстрее, чем разрабатывается число новых бактерицидных средств, особенно в отношении грамотрицательных бактерий семейства энтеробактерий».
Только представьте, если оставить всё как есть, каждый год будет вымирать два таких мегаполиса, как Санкт-Петербург. Поэтому доклад ВОЗ – это не просто информация к размышлению. Это – буквально крик. Призыв взять ситуацию под контроль, пока не стало слишком поздно.
Алексей Яковлев, главный врач Клинической инфекционной больницы имени С. П. Боткина: «По мнению специалистов, количество антибактериальных препаратов не бесконечно. И поэтому так важно думать о правильном их использовании. Это правильная продажа и реализация препаратов только по назначению врача и в стационарах».
А пока неизлечимые болезни, по прогнозам футурологов, остаются одним из вероятных вариантов конца света. На котором уже давно собирают кассу голливудские фильмы и компьютерные игры.
Антон Цуман: «Вот, например, одна из таких. Здесь, выступая в роли болезни, игрок должен попытаться уничтожить мир. Да, это больше напоминает научную фантастику. Которая может стать реальностью, если слова из этого доклада Всемирной организации здравоохранения не станут делами».