Высокий статус действительно заслужен, ведь зачастую именно руководители кружков и секций прививают детям интерес к науке, творчеству, помогают выбрать свою профессию. В Петербурге — каждый вечер проходят сотни занятий для школьников. Выбор колоссальный: от юннатских кружков до центров космонавтики. Евгения Альтфельд встретилась с теми, кто зачастую влияет на судьбу наших детей больше школьных учителей и даже родителей.
Валерий и Ирина Жуковские познакомились в клубе космонавтики Ленинградского дворца Пионеров 40 лет назад. 4 десятилетия они верны и друг другу, и своему призванию – учить детей – всему, что связано с покорением космоса. 1961 год. Юрий Гагарин совершил свой полет, и уже через 5 месяцев ленинградские пионеры пришли заниматься в первый советский клуб космонавтики. Педагоги вспоминают, как годы процветания сменили 90-е. Валерию Жуковскому с трудом удалось спасти клуб от забвения. А себя — от потери любимой профессии.
Валерий и Ирина Жуковские, педагоги Юношеского клуба космонавтики им. Г.С. Титова:
– Понятно, в 90-е жизнь заставила, занимались бизнесом, но при первой же возможности бросили, не уходя из клуба. Идея была в том, чтобы доказать, что можно зарабатывать деньги головой. 01:28 и пытались внушить ребятам, не суетитесь, жизнь сложная, родители бросились зарабатывать деньги, но можно головой зарабатывать, но для этого надо учиться.
Среди их учеников – несколько настоящих космонавтов, они дарят учителям свои костюмы, в которых совершали полеты, звонят любимым педагогам прямо с орбиты и оставляют автографы на тренажере – вот подпись космонавта и героя России Андрея Борисенко.
Этот тренажер – лучший в городе, говорит Валерий. Невольно вспоминается советский лозунг 30-х годов: все лучшее – детям. Тогда из роскошного императорского дворца для школьников Ленинграда создавали Дворец Пионеров. Еще сохранились росписи на стенах. Классические советские сюжеты – дети в красных галстуках собирают ягоды, кормят животных. И хоть сегодня эти образы смотрятся наивно, поражает качество их исполнения.
Александра Бойцова, сотрудник музейного центра Санкт-Петербургского дворца творчества юных: «Когда оставили нетронутым парадные комнаты, вся эта красота — для отдыха и развлечения пионеров. То есть пионеры должны были отдыхать в очень красивой обстановке».
Александра Бойцова работает здесь 40 лет, первый раз пришла первоклассницей на знаменитую новогоднюю елку, потом поступила работать методистом, теперь заведует музеем. На старых фотографиях — вся жизнь дворца пионеров. Вот встреча с поэтом Сергеем Михалковым, а вот — с трижды героем советского союза Иваном Кожедубом. Лекции по искусству читал директор Эрмитажа академик Орбели, а ансамблем песни и танца руководил сам Исаак Дунаевский.
В 21 веке здесь все по-новому, кружки голубеводов и оборонный отдел сменили центры компьютерных технологий и дизайна. Но преподают детям по-прежнему люди с особенным взглядом на мир. Елена Ковалева сама окончила этот центр и даже не представляла для себя другой работы.
Елена Ковалева, педагог Детского дизайн-центра: «Мне было 17-18, тогда уже брали, хоть я и училась, взяли педагогом. Это очень приятно делать, у них огромная фантазия».
Для многих детей такие вечерние уроки — настоящая отдушина. Здесь можно заниматься любимым делом, не ставят двойки и не запрещают шептаться с соседом. А педагог — антипод строгого учителя.
Дикобраз, разгуливающий по коридору, такой картиной здесь никого не удивишь. 7 часов вечера, но детский эколого-биологический центр Приморского района гудит как пчелиный улей.
Во соседнем кабинете — другое занятие. У каждого ребенка — таз с опилками и своя подопечная свинка. Ее надо кормить и изучать.
Мальчикам интереснее рассматривать палочников, которых называют насекомыми-привидениями, они умеют исчезать среди листвы, притворяясь сухими ветками. Этот огромный центр вырос из маленького живого уголка, который 30 лет назад организовала Наталья Пилипас, начав с одной черепахи и скворца.
Старейший педагог центра показывает своих животных, многие — настоящие долгожители, уход — безупречный. Любимец Натальи — говорящий ворон, она уверяет, что Шурик умеет отчетливо говорить много разных слов, но камеры — испугался.
Космонавтика, дизайн или биология – эти люди умеют создавать такую атмосферу, что дети, забывая про гаджеты, готовы проводить здесь дни напролет. Трудность одна – определиться с выбором. Петербургские педагоги делают все для того, чтобы строчка из знаменитого стихотворения Агнии Барто «Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота» — не теряла своей актуальности.