Концертный зал был открыт в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции. За это время он стал для многих артистов вторым домом. Репортаж Татьяны Баженовой.
50 лет залу, построенному к 50-летию революции. Это магические цифры из «паспорта» БКЗ «Октябрьский». Аналог Кремлевского дворца – для съездов и партийных торжеств в Ленинграде – стать сдержанно официальным не смог. С первых дней он делал праздник в сером городе.
Хотя история появления БКЗ не совсем праздничная: концертная «коробка» недалеко от площади Восстания была построена на месте снесённой Греческой церкви. Сокрушался о разрушении храма даже Иосиф Бродский в своих стихах:
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал. В такой архитектуре
есть что-то безнадежное. А впрочем,
концертный зал на тыщу с лишним мест
не так уж безнадежен: это – храм,
и храм искусства.
И поэт не ошибся. Своеобразным храмом, концертным чудом БКЗ впоследствии и стал. Оперные и балетные исполнители, театральные актеры и эстрадные певцы – афиша этой сцены всегда пестрела громкими именами. А эпоха брежневского застоя, в которую появился зал, казалось, была где-то далеко, только не здесь.
К основанию БКЗ в Союзе уже известны имена Эдуарда Хиля, Эдиты Пьехи, Людмилы Сенчиной. Артисты с удовольствием выступают в новом культурном центре Ленинграда. С гастролями сюда приезжают Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон и Алла Пугачева.
А в 1979-м в Большом концертном зале впервые выступает зарубежный певец. Элтон Джон даёт в Ленинграде сразу четыре концерта.
Эстраду с развалом СССР стремительно сменил шоу-бизнес. Но в БКЗ, по словам директора Эммы Лавринович, выступают лишь лучшие его представители. Руководитель зала не скрывает: тут есть даже внутренняя цензура. Абы кто в «Октябрьский» не попадёт.
Эмма Лавринович, художественный руководитель БКЗ «Октябрьский»: «Мы хотим сохранить хорошую музыку, настоящую. А вот то, что сегодня происходит на эстраде, стало называться шоу-бизнес, к моему большому огорчению. Было неоднократно, когда мы говорили "нет". Мы считаем, что на нашей сцене не может быть пошлости и мата. Были программы и артисты, которые мечтали попасть сюда, но у них не получалось».
Зато к завсегдатаям отношение как к родным. Эмма Лавринович не раз говорила: «БКЗ – второй дома артиста!» Тут даже кормят по-домашнему. В служебном буфете «Октябрьского» со дня основания работает Мария Волковецкая. Она подавала борщ и гречу и отечественным, и зарубежным звездам.
– В нашем видении для звезд должно отличаться меню. Какое оно? Обычное или изысканное?
Мария Волковецкая, буфетчица БКЗ «Октябрьский»: «Ой, даже Эдита Станиславовна Пьеха когда приходит, говорит, Машенька, где ваша шуба? Селедка под шубой! Она берет две-три порции и съедает. Это коронное блюдо считается. У нас всё готовят, и котлеты, и щи, и борщи».
Домом БКЗ старается быть и для зрителей. Довольно примитивное архитектурное сооружение, но с качественным наполнением. Его любят за простор и комфорт.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Здесь остался флёр СССР, но всё же сейчас БКЗ – современная технологичная площадка. Она готова принять около четырех тысяч человек. Но, главное, артистов на сцене видно с любой точки. Даже с дальних галёрок».
Построенный к юбилею революции, зал остается своеобразным революционером и в техническом оснащении. Здесь можно запросто организовать выступление симфонического оркестра или ледовое шоу.
Геннадий Шагаев, главный режиссёр БКЗ «Октябрьский»: «Я не знаю такого зала, где так легко дышится, смотрится и слушается. Мы одни такие!»
Полувековой юбилей, разумеется, будут отмечать грандиозным концертом. Желающих выступить так много, что руководству БКЗ даже приходится некоторым отказывать. Столько теплых слов, песен и танцев просто не уместить в один вечер. Программа рассчитана на четыре с половиной часа.