Юрий Зинчук, ведущий: «Ну, если из Матильды скандала не получилось. И слава Богу. То другая тема наоборот абсолютно неожиданно стала скандальной и даже провокационной. На днях газета "Коммерсант" вдруг неожиданно вышла со статьей под названием "Петербург ждёт дефицит хлеба". Якобы не хватает вагонов для перевозки зерна. Всегда вагонов хватало, а сейчас не хватает. Причём, авторы статьи ссылаются на документ, который якобы губернатор Полтавченко отправлял в правительство, где высказывает свои опасения по поводу нехватки вагонов. Но посмотреть это письмо, чтобы понять, насколько то, что там изложено, соотвествует масштабам катастрофы, которой грозят Петербургу журналисты из газеты "Коммерсант", не представляется возможным. То есть, либо у них просто письма нет, либо факты, изложенные в этом письме, не совсем соотвествуют тому, что написано в газете. Здесь надо сказать следующее. Петербург – это не только второй город страны. Петербург – это точка, где соединяется и тесно переплетается огромное количество политических и коммерческих интересов различных групп влияния. Явных, скрытых, официальных, теневых – и каждая из этих групп влияния преследует свою определённую цель. Вот почему Петербург чаще других субъектов федерации становится объектом для информационных атак. А кто стоит за очередной информационной атакой? И почему для этих целей выбрали одну из самых священных тем для нашего города – хлеб? Давайте посмотрим».

Все чёрные информационные кампании обладают тремя важными признаками. Первое – за каждой такой атакой есть чей-то определённый интерес. Политический или финансовый. Второе – темы должны выбираться таким образом, чтобы нельзя было сразу определить заказчика. И третье – за них очень хорошо платят. Порой бюджет таких компании составляет не десятки, а сотни миллионов рублей.

Как говорят пиарщики, чем больше ложь, тем быстрее в неё поверят. Заголовок «Петербург ждёт дефицит хлеба». Хлёстко. Тревожно. А, главное, очень резонансно. Ведь в нашем городе со времён блокады всегда особое, почти священное отношение к такому понятию, как хлеб. И появление в федеральной газете такой публикации – это информационная бомба. Но на главный вопрос – а где документ, на который ссылается автор? Где официальный документ, на основании которого делают выводы о дефиците хлеба?

Документа нам так журналист и не показал. А он и не нужен. Главная цель достигнута. Все СМИ всю неделю обсуждали Петербург и угрозу отсутствия в городе хлеба. А официально опровержение этой информации со стороны властей города уже мало, кого интересует. Но если проанализровать последние публикации «Коммерсанта», то можно найти целую серию статей, якобы про нехватку вагонов для хлеба. Хотя вагонов что, в прошлом, что в этом году, не стало меньше. Ничего не изменилось. Изменилась только одна маленькая деталь. Российские железные дороги сейчас хотят забрать у коммерческих перевозчиков часть подвижного парка вагонов. А коммерсанты отдавать их не хотят. И им выгодно, чтобы эта тема как можно более громко и масштабно оставалась в информационном поле.

Заказная статья или не заказная – мы не знаем. Знает автор. Но говорить на эту тему почему-то не хочет. А тем временем, в Петербурге по официальным статистическим данным на сегодняшний день на прилавках представленно более 50 различных сортов хлеба. Факт мало свидетельствующий о дефиците хлеба, которым пугают столичные журналисты. Но об этом мы не прочитаем в прессе. За такие публикации сотни  миллионов не платят.