Впечатлениями от показа скандального фильма делится корреспондент Павел Никифоров.

Вот таким жутким звуком, раздражающим шумом, с которым отклеивают целлофан с красной дорожки, и сопровождался фильм «Матильда» весь последний год. Целый год претензий, угроз кинопрокатчикам и поджогов, связанных с выходом картины Алексея Учителя, завершен.

Это самое начало съёмок «Матильды». До первой жалобы на фильм депутата Поклонской еще два года. До премьеры картины в Мариинском театре еще несколько лет. В тот момент ни режиссер, ни актёры даже и представить не могли, чем эти съемки обернутся. Что сразу после съемок на родину уедут главные герои «Матильды»: немец Ларс Айдингер и полька Михалина Ольшанска – и решат не возвращаться в Россию даже на премьеру фильма.

Алексей Учитель, режиссер: «Меня это очень расстроило, потому что он напуган. И связано это только с его испугом, что здесь может что-то с ним случиться. Я даже летал специально в Гамбург, чтобы его убедить. Я уверен, что здесь на премьере нет, боязни никакой. Но он напуган».

И, конечно, из-за не приехавших на премьеру «Матильды» в Петербург Ларса и Михалины отдуваться перед журналистами пришлось одному Учителю.

Сначала Алексей Ефимович решил спрятаться у гардероба. Потом скрылся на одном из этажей театра, но все же главный вопрос мы задать смогли.

Алексей Учитель, режиссер: «Ни единого кадра, ни единого слова не было изменено. Мне иногда раздавались такие звонки с просьбой: – А можно посмотреть ваш фильм? – Приходите на премьеру! – Нет, вашу авторскую версию! Вот авторская версия и будет идти во всех кинотеатрах. Она одна, других "Матильд" не было и не будет».

Тем временем, залы, лестницы и буфеты театра стали заполняться гостями. Вот идут футболисты петербургского футбольного «Зенита» – Егор Бабурин и Олег Шатов. Уже в зал проходят директор Ленфильма Пичугин с директором театра Комиссаржевской Новиковым. А вот, сойдя с красной дорожки, скромно, практически в сторонке стоит Ингеборга Дапкунайте, даже близко не похожая на свою роль в «Матильде» – властной и харизматичной императрицы.

В это же самое время, пока в Мариинском театре перед премьерном показом «Матильды» галлонами льётся вино, а шлейфы вечерних платьев тянутся по мраморным полам, на улице, через дорогу от театра собираются православные активисты. Кто поёт, держа в руке портреты Николая Второго. Кто стоит в пикете с плакатами. А кто-то к зданию театра принёс огнетушитель. Но еще никто из этих людей протестующих не знает, что это последняя шумная акция посвященная «Матильде». Сразу после петербургской премьеры шум превратится в тишину.

Павел Никифоров, корреспондент: «Прошло трое суток, и в день кинопремьер – в четверг – на все экраны Петербурга и страны вышла "Матильда". Уже без народной дружины, без молебна и крестных ходов. То, что больше года было больше, чем кино — настоящим феноменом — в итоге, оказалось вполне невинной, а местами и наивной лентой.

Вся эта шумиха в итоге сыграла с фильмом злую шутку. Зрители почувствовали себя немного обманутыми: "И вот это всё?!". И как говорил один классик российского футбола: "Наши ожидания – это наши проблемы"».

В конечном счете, после финальных титров «Матильды» спорить, по сути, оказалось не о чем. За весь фильм две сцены с раздеванием, одна из которых с оголенной грудью Матильды на сцене — да и та сделана так аккуратно, что и не придраться. А Николай Второй в конце фильма отказывается от всякой связи с балериной в пользу Бога, престола и семьи. Да и все мнения после премьерного показа были примерно одинаковыми. Иногда, даже резковатыми.

Хотя, мы и говорим «кино-кино», а на запад «Матильда» продвигается как 4-серийный сериал. И вполне возможно, что нужно дождаться именно эту телеверсию. Может, тогда снова появится повод ля споров. Потому что киноверсия – его точно не даёт.