Как рожает Петербург и когда в нашем городе будет зафиксирован 6-миллионный житель? Демография мегаполиса в репортаже Евгении Альтфельд.

Юрий Зинчук, ведущий: «На этой неделе власти Петербурга заявили о том, что есть планы, позволяющей осуществлять денежную выплату тем семьям, в которых рождается первый ребенок.

"Мы часто слышим со стороны населения небольшие укоры, что бюджет помогает малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, инвалидам. А простым семьям, у которых рождается ребенок, не помогает. В текущем году мы собираемся ввести выплаты при рождении первого ребенка", — цитирует "Интерфакс" слова главы комитета по социальной политике Петербурга Александра Ржаненкова.

Сумма выплаты пока неизвестна. Но всё равно – очень хорошее, правильное движение властей города. Ведь нет ничего важнее для мегаполиса, чем высокая рождаемость. Город рожает, значит он живёт – основа любой урбанистики.

А как сейчас рожают в Петербурге? И когда наш город впервые за свою более чем трёхвековую историю приблизится к отметке 6- миллионный житель? Об этом в репортаже Евгении Альтфельд».

Имя Павла Русакова вот уже 29 лет для Петербурга – символ роста рождаемости. О его появлении на свет – 23 февраля 1988 года в 18:20 минут — сообщили все Ленинградские газеты. Павлик стал 5-миллионным жителем города. С тех пор журналисты фиксируют каждый год его жизни.

Семья Русаковых и сегодня живет в квартире, подаренной на его рождение ленинградскими властями. Теперь и сам Павел начал борьбу за демографию. Год назад родился сын Костя.

Павел Русаков: «В 2012 году ленинградский 5-миллионник поздравил с появлением на свет пятимиллионную жительницу Петербурга — Люду Шаркову. Вот уже несколько лет график рождаемости идет только вверх».

Евгения Альтфельд, корреспондент: «О демографической яме 90-х годов теперь напоминают типовые здания, которые за неимением детей передавали другим государственным учреждениям, как этот дом на улице Савушкина. А теперь в Приморском районе только и успевают строить новые детские сады».

Правильность постройки из кубиков проверяют особой камерой, новые — технологии проникли и в младшую группу. В это время другие дети дышат солью и играют за песочным столом. Петербургский климат компенсирует терраса с панорамными окнами, где можно гулять в любую погоду. Обычный детский сад Калининского района, который недавно построил дополнительную площадку, детей стало больше.

Елена Бернацкая, заведующий детским садом: «Понятно, что это здание не совсем уже современное и приходится делать реконструкции. В связи с тем, что и климат не совсем благоприятный, решили расширить пространство, создав веранды. Здесь прекрасно себя чувствуешь, когда идет дождь как сейчас».

Попасть в хороший сад — настоящая спецоперация, к которой многие готовятся на этапе планирования беременности. Но в Комитете по образованию уверяют, очереди для детей от 3 лет в Петербурге уже нет.

Анна Грубская: «Конечно, существует проблема, но проблема не в том, что мест совсем нет для 3 лет, а в том, что район не может предоставить место рядом с домом. Места предоставляются, но это может быть далеко от места проживания семьи».

Телеведущая Жаклин Олейник ждет 4-го ребенка. И в ее окружении многодетных все больше, рожать — модно. Единственная, но серьезная проблема — выбор врача. Женские консультации Петербурга стали современнее, но многие ходят туда «для галочки».

Жаклин Олейник, телеведущая, многодетная мама: «В основном это переписывание бумажек. Я прихожу с анализами. И вместо того, чтобы меня осматривать, врач берет бумажки и переписывает в свои бумажки. Причем акушерка под диктовку еще и себе записывает. Это занимает минут 15, а прием по закону и длится 15 минут. Все, прием закончен. Для чего?»

Защитное стекло, перчатки до локтей — спецодежда врачей единственного петербургского роддома для пациенток с ВИЧ или сифилисом. Туда на всякий случай привозят и тех, у кого нет полного комплекта документов. Даже если недостает одной печати, которую, как в случае Жаклин, просто забыли поставить в консультации. Врачи скорой отказались везти ее в заранее выбранный роддом. А ведь именно бытовые условия для многих — главный критерий.

Шум водопада или пение птиц — любые капризы для пациенток этого родильного дома. Кровати-трансформеры и приспособления, в назначение которых непосвященным лучше не вникать.

– Есть кресло для пап, которые отдыхают.
– Да, папы, конечно, больше всех в этой ситуации страдают, я понимаю.
– Да, они иногда ночью не выдерживают.
– И что? Падают в обморок?
– Нет, спят немножечко.

Палата с индивидуальным дизайном, которая скорее напоминает номер пятизвездочной гостиницы. Вот так рожают в Петербурге, правда стоит это от 140 до 320 тысяч рублей. Но желающих немало – каждый день здесь появляется на свет пять-шесть детей.

Сотни ленинградских детей родились здесь и в годы войны, этот роддом был единственным в городе во время Блокады, сюда на санках свозили беременных со всех районов. Каждый день работы врачей и жизни пациентов зафиксирован в сохранившемся отчете.

Владимир: «На одного больного уходило 500 гр. хлеба, тогда как остальным давали 125. Даже шоколад».

Первым всероссийским роддомом еще в конце 18 века стал Институт имени Отта, тогда императорский повивальный. Сначала на Фонтанке, позже по проекту Бенуа было построено огромное здание на Васильевском острове. Настроение беременным улучшала аромо- и музыкальная терапия. В институте был орган, а воздух, обогащенный цветочными маслами подавался на отделения по специально спроектированным воздуховодам.

Вячеслав Болотских: «То есть оттуда шел запах цветов. Можно было воздух увлажнять, осушать, то есть это все было запланировано в то время! Это был конец 19 века. Музыка передавалась по специальным звуковым каналам в послеродовый период. Были специальные запланированные часы для музыкотерапии. Это действительно благотворно влияло на состояние родильниц».

Памятник Дмитрию Отту блестит натертым носом — беременные приходят просить медика о легких родах. За прошлый год в Петербурге появилось на свет 70 тысяч детей, рождаемость превысила смертность. Но специалисты предсказывают новые демографические катаклизмы.

Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике: «Но ситуация не простая, через год-два мы ожидаем понижение рождаемости. Женщин фертильного возраста 90-х годов – их меньше в 2 раза! И в этой связи власти инициируют конкретные меры поддержки по рождению первого ребенка».

Сумму выплаты за первенца власти пока не разглашают, но уже известно, что это будет не единственной мерой поддержки молодым семьям, которые решают, что делать в первую очередь? Зарабатывать на жилье, получать образование или заводить ребенка. В прошлом году в городе родилось на 3 процента больше детей, чем в 2015-м. Кто знает, возможно 5-миллионный Павел Русаков сможет поздравить с появлением на свет 6-миллионного жителя города. За всю свою историю Петербург не был так близок к этому рекорду.