С юга на север Петербурга за 40 минут и пробки на съездах – работу новой скоростной магистрали оценивает Александр Одинцов.

Юрий Зинчук, ведущий: «Ну и давайте ещё продолжим экономическую тему. Тем более повод есть самый что ни на есть актуальный. Все мы помним, как в декабре пафосно и торжественно была открыта центральная часть ЗСД. Одного из крупнейших инженерных сооружений Петербурга первой половины 21-го века, безусловно. И вот прошли первые 100 дней.

Самое время начать собирать первые камни. Первые проблемы, которые обнаружились после ввода в эксплуатацию этой магистрали. И наступает время, чтобы понять, а какие всё-таки перспективы дальнейшего развития ЗСД мы должны связывать с будущим Петербурга. Об этом в репортаже нашего корреспондента Александра Одинцова».

Александр Одинцов, корреспондент: «Наверное, вряд ли хоть кто-то даже полгода назад мог представить, что, минуя пробки, светофоры, на скорости 110 километров в час из аэропорта Пулково до Василеостровского и Приморского районов можно добраться за каких-то полчаса. Западный скоростной диаметр не геометрически, а инфраструктурно соединил точки на окружностях кольцевой. Значительно облегчив жизнь автолюбителям. И вообще этот проект не столько городской, сколько национальный. Если хотя бы учесть тот факт, что на севере магистраль упирается в трассу Скандинавия. Поэтому дорога может стать самым популярным транзитным направлением».

Спустя 100 дней полноценной работы ЗСД уже можно сделать первые выводы. Желающих «пролететь» над Петербургом стало больше. В два раза. В среднем за сутки, с декабря прошлого года, по всему ЗСД проезжают по 210 тысяч машин.

Фуры, да и легковушки, предпочитают не толкаться в центре. В утренний и вечерний часы-пик Дворцовый и мост Лейтенанта Шмидта стали охотнее давать дорогу островитянам, в прошлом и «окаменевший» от пробок Каменноостровский проспект.

– Вот вообще Петроградка освободилась. Я заезжаю каждый день. Мы по часу-полтора стояли.

– Хорошо, только на Черной речке немножко заторы.

– Раньше я даже не совалась сюда, очень сложно было проехать.

Проехать оказалось просто по всей длине ЗСД, а это 47 километров без учета съездов. К ним после полного ввода в эксплуатацию приковано, пожалуй, все внимание. На Богатырском проспекте и Благодатной есть проблемы – машины оказываются будто в бутылочном горлышке.

Выезды – одно из самых сложных конструкционных решений, ведь их нужно было вписывать уже в существующий городской ландшафт, что создавался задолго даже проекта самого ЗСД.

Дмитрий Попов, автоэксперт: «Благодатная простаивает при сходе, потому что Митрофаньевское шоссе, Кубинская и Благодатная – они тоже являются достаточно ключевыми городскими магистралями. Накачивать беспредельно транспортом их нельзя. И я знаю, что руководство ЗСД предпринимает усилия – они стараются привлечь научно-технический комплекс».

Это настоящий центр управления дорожным движением. Здесь сидят диспетчеры безопасности, технического состояния дороги и даже те, кто следят за каждой копейкой, что поступает на счёт после того, как шлагбаум пропустит машину. Режим работы операторов 24 на 7. Сотни камер видеонаблюдения, датчики погоды, скорости – держат руку на пульсе организма, что привык жить на высоких скоростях. В этом же темпе здесь реагируют на любой сигнал о ЧП.

Андрей Цапу, начальник управления по связям с общественностью компании-концессионера «Магистраль Северной столицы»: «То есть в первую очередь выводится вся информация на табло, дается сигнал дорожному инспектору. Это тоже служба, которая постоянно функционирует на дороге. Постоянно совершая объезды по дороге. Вплоть до того что наши дорожные инспекторы помогают справиться с поломкой. Если девушки не обходимо поменять колесо, наши инспекторы оказывают такую помощь».

Попытка соединить северные и южные районы уже была у бесплатной «кольцевой». Но КАД даже от Западной части города отклоняется на 30 километров. До Кронштадта, через тоннель, выскакивать к Ораниенбауму. Автомобилисты говорят – долго, проще заплатить. За весь маршрут выходит 300 рублей, постоянным клиентам ЗСД транспондер экономит до 25%.

– По ЗСД я еду 45 минут, от двери до двери, что называется, это примерно сутки экономии в месяц.

Типичный петербургский водитель Михаил Тихонов каждый день, из Петродворца едет именно по ЗСД работать на Васильевский остров. Он за культуру платных дорог. Но островитян, от платы предлагает и вовсе освободить. Но лишь во время навигации. Ссылаясь на федеральный закон, где главным выделяет тезис, что если есть платная магистраль, должен быть и альтернативный, бесплатный дублер.

Михаил Тихонов, автолюбитель: «Там написано, что бесплатная альтернатива должна предоставляться на все время эксплуатации дороги в платном режиме. Получается в ночное время в период навигации проехать бесплатно на остров бесплатно нельзя. Если почитать формулировки закона, то там четко будет написано, что альтернатива должна быть. А если мосты-тоннели, то она не должна в три раза превышать длину платного участка. В нашем случае альтернативы нет вообще никакой».

В одном альтернативы у ЗСД точно нет. Без сомнения, это крупнейший и сложнейший инженерный проект Петербурга века 21-го. И мало кто верил, что восстановить историческую справедливость, соединив север и юг города кратчайшим путем, получится. Но получилось, вопреки кризисам – 2008 и 2016 годов, и даже санкциям. В частности в центральный участок магистрали больше половины средств вложили инвесторы, в том числе и иностранные. Но доход скоростная трасса принесет казне Петербурга.

Алексей Бнатов, генеральный директор компании-концессионера «Магистраль Северной столицы»: «По нашим расчетам, и по соглашению государственно-частного партнерства, мы полагаем, что в течение нескольких лет мы выйдем на самоокупаемость и сверхприбыль. 80% этой сверхприбыли будет забирать город, 10% остается у концессионеров».

За сто дней магистраль прошла проверку. И далеко не все отзывы только положительные. Заторы на съездах, очереди к пунктам оплаты. Есть претензии и к тарифной политике. Возможны и другие ошибки. Но чтобы начать работу над ними, сделали, пожалуй, самое главное. Дорогу построили.