Почему российское кино год за годом остаётся без внимания американских киноакадемиков? И чем Петербург привлекает режиссёров из Москвы? Репортаж Татьяны Баженовой.

Юрий Зинчук, ведущий: «В ночь на понедельник прошла 89-я церемония награждения кинопремии «Оскар». За тем, что происходило в Лос-Анжелесе, с пристальным внимание следил весь мир. Российских номинантов в списках не было, в отличие, например, от прошлого года, к когда на премию выдвигался режиссер-аниматор Константин Бронзит.

Когда в зале кинотеатра "Долби" будет больше знакомых лиц не с голливудской – с российской улыбкой? Если шанс у создателей нашего кино стать завсегдатаями церемонии? Разбиралась Татьяна Баженова».

Шутка ли — вызвать на сцену не тех победителей? Инцидент на 89-й церемонии награждения премии «Оскар» теперь не просто оплошность — история! Сомнительная и неловкая. По официальной версии, ведущим дали не те конверты. По слухам — всё заранее было срежиссировано. Голливуд в очередной раз доказал: шоу должно продолжаться. И продаваться.

Мультипликатор Константин Бронзит на этом фото ничего не дорисовывал: в прошлом году петербуржец уже во второй раз побывал на церемонии вручения «Оскара». Хоть со статуэткой и не сложилось, остался чемодан впечатлений.

Константин Бронзит, аниматор, дважды номинант на премию «Оскар»: «Жалко, что этот праздник так быстро кончился. Побывать на Оскаре желаю каждому кинематографисту, а мне посчастливилось побывать там дважды. Вокруг тебя в буквальном смысле по заслугам, как тебе кажется, водят хороводы. Пускай и всего несколько дней, но это приятно, это мотивирует».

К сожалению, за почти 90-летнюю историю премии в копилке россиян – всего шесть статуэток. Времена лент «Москва слезам не верит», «Утомленные солнцем», «Дерсу Узала» и «Война и мир» прошли. Вкусы американской киноакадемии изменились.

Иван Чувиляев, кинокритик: «Кинематограф должен научиться говорить о том, о чем так и не научился говорить. Оскар, во-первых, говорит об этом. А, во-вторых, стало понятно, что кино – это чудо, и чтобы создавать также чудо совершенно не обязательно иметь гигантские бюджеты».

Мэйнстрим этого года – «Лунный свет» и «Ла-Ла Ленд» – действительно создавались за относительно небольшие деньги. Историю о темнокожем юноше нетрадиционной ориентации вообще сняли за смешные для Америки пять миллионов долларов, «Ла-ла Ленд» обошелся подороже — 30, но и это для Голливуда бюджет не запредельный. Дэмьен Шазелл возродил хрупкий жанр мюзикла, тот, что в России не просто забыли — упустили! А ведь как замечательно отплясывали ленинградские артистки Мюзик-холла — ну чем не советский «Ла-Ла Ленд»?

Так почему же россияне ежегодно не увозят коллекцию статуэток из Лос-Анжелеса? Чем наше кино хуже? Разберём детально.

Кино как искусство или искусство кино в России, конечно, есть. И было. Фамилии Тарковский, Бондарчук, Кончаловский известны миру. Но шедевры полного метра с глубокой драматургией сейчас создаются реже, чем фастфуд наподобие «Ёлок» и «Притяжения». В этом смысле мы пытаемся уподобиться западной культуре, где кино, прежде всего, коммерческий продукт.

Константин Лопушанский, кинорежиссер, народный артист России: «Одно дело блокбастеры, где нам трудно удерживать конкуренцию с американцами, это, прежде всего, вопрос финансов. Но мы выигрываем часто, когда речь идет о творчестве, об авторстве».

Бассейн для подводных съемок, зеленый хромакей, шесть павильонов и десятки монтажных и звуковых аппаратных. Всё это есть на одной из петербургских киностудий — снимать сюда едут не только из провинции, даже из искушенной Москвы! Эти технологии давно не уступают западным. Правда, Петербург даже будучи технически «укомплектованным», привлекает режиссеров и продюсеров зачастую по другой причине.

Дарья Наруть, коммерческий директор киностудии: «Приезжают в Питер снимать кино в большинстве случаев из-за локаций. Из-за красоты Петербурга, из-за того же Исаакия. К тому же, в Москве стало сложнее снимать, там находится вся власть. Там перекрывают дороги, запрещают съемки. В Петербурге это проще сделать».

Взяв первый аккорд в производстве сериалов еще в конце 90-х, чаще всего про бандитов и полицейских, Петербург и сейчас «звучит» в этом жанре.

Татьяна Баженова, корреспондент: «А вот декорации киностудии, которые выстроены однажды. И теперь их предлагают любому заказчику. Правда, чаще всего производитель предпочитает сам "выстраивать" свой проект. Разумеется, здесь все самое нужное для российских сериалов – вот, например, больница, рядом, конечно, морг. А еще – комната для допросов. Ну, каков спрос – таково и предложение».

Культура американского «кинопотребления», безусловно, богаче российской. С этим тоже во многом связывают наши аутсайдерские позиции на мировой арене. В США действует около 50 тысяч кинотеатров. В России — всего около пяти тысяч. Даже Советский Союз куда ответственнее относился к прокату, залов было в три раза больше. А теперь в здании Нарвского кинотеатра, например, на широкую ногу живет фитнес-клуб. В провинции дела еще хуже.

Эдуард Пичугин, генеральный директор киностудии «Ленфильм»: «Может быть, зрители бы и хотели посмотреть кино, но в их населенном пункте совершенно нет ни одного кинотеатра. Ехать за сотни километров до ближайшего. Это главный сдерживающий фактор. А кино живет на экране две недели, Потому что высокая конкуренция».

В нынешних реалиях россиянам гнаться за неповторимым Голливудом по меньшей мере неразумно. Как только наше кино станет фундаментальным брендом, как русский балет или советский хоккей, вероятно, статуэток будет не счесть. А пока, на безрыбье, наши кинематографисты уверяют: не всё то счастье, что «Оскар».