Больше воли и свободы в обмен на жёсткий контроль и даже диктат со стороны центра. Правительство объявило о начале революционных изменений в своих отношениях с регионами. Как в этих новых условиях будет жить Петербург?
Юрий Зинчук, ведущий: «Но начинаем мы с события, которое можно отнести к категории официальная хроника. И оно крайне интересно. Потому что это событие затрагивает те корневые экономические устои, изменение которых отразится на жизни каждого из нас. Я имею в виду программное заявление, прозвучавшее на площадке Российского инвестиционного форума, в котором был обозначен курс на смену отношений между федеральным центром и регионами. Безусловно, это решение назревало очень давно. Потому что в этой системе управления уже сложилась почти революционная ситуация. Когда верхи, то есть Москва, уже не могут по-старому, а низы – то есть регионы – уже не хотят жить по старому. Поэтому было заявлено о том, что Москва хочет дать больше свободы регионам. В обмен на усиление степени жёсткого контроля. Что логично. Мы вам даём больше свобод. А вы меньше надоедаете нам с просьбами "дайте денег из госбюджета". Но в России 85 субъектов. И в каждом из них – своя экономическая модель и свои особенности. А нас в первую очередь волнует, как эти нововведения отразятся на нашем городе. Вот давайте и рассмотрим эту ситуацию на примере одного отдельно взятого субъекта федерации — Санкт-Петербурга».
Всё. Хватит. Регионам так дальше жить и давать нельзя. Это тот контекст, который звучал в словах Медведева. Хотя внешне текст премьер-министра был не столь революционным. Очередное уже привычное ворчание центра по поводу излишнего финансового оптимизма на местах.
Дмитрий Медведев, председатель Правительства Российской Федерации: «У нас очень распространенной является ситуация, когда при строительстве дороги или энергетических сетей, бизнес, опираясь на наши планы, приступает к реализации инвест-проекта, происходят сложности, в том числе и с бюджетом, строительство замораживается, проект срывается».
Но вслед за этим замечанием было заявлено – центр готов дать регионам больше воли и экономической свободы в обмен на жёсткий контроль и даже диктат со стороны правительства. Больше самостоятельности. Для одних регионов – это возможность прорыва. Для других – беда, которая итак усугубит непростую экономическую ситуацию. А что это значит для Петербурга?
Денис Горулев, заместитель заведующего кафедрой страхования и управления рисками СПбГЭУ: «Я думаю, что Санкт-Петербург – город достаточно репрезентативный. И те процессы, которые у нас городе происходят, они очень показательны с точки зрения инновации вообще. И развитие малого бизнеса, и развитие всех инфраструктурных элементов, и соотношение между федеральными и региональными компонентами в Санкт-Петербурге очень гармонично выстроены».
В этом и заключена одна из особенностей Петербурга. Быть своеобразным барометром, который показывает общее положение дел в стране. Ведь про Петербург часто говорят – Ноев ковчег российской экономики. Здесь, говоря библейским языком, каждой твари по паре. Судостроение, фармацевтический кластер, автопром, тяжёлая промышленность, туризм, культурная столица, транспортный узел – окно в Европу и далее-далее по списку.
Но самое главное – Петербург всегда считался в первую очередь фабрикой смыслов. Идей, стартапов, проектов, которые потом находят практическое применение в российских регионах.
Поэтому те революционные изменения, которые сейчас федеральный центр планирует провести в отношениях с регионами, могут быть не просто полезны. Для нас это новые возможности новых экономических прорывов. А они сейчас в буквальном смысле и на вес золота и на вес миллиардов, которые наш город привлекает в качестве инвестиций.
Анатолий Котов, специальный представитель губернатора Санкт-Петербурга по вопросам экономического развития: «Мы хоть и получаем достаточно большое количество инвестиций, примерно в год около 500 млрд рублей, но нам нужно больше, чтобы обеспечить реализацию текущих расходов и особенно расходов развития»
Насколько выбранная Центром экономическая модель работы с регионами оправдает себя, пока сказать сложно. Но другого пути нет. В стране с федеративным устройством, где 85 субъектов федерации, эффективным может быть только один принцип. Суть которого хорошо изложена в старой русской поговорке – «Как потопаешь, так и полопаешь». И Петербург смысл этой народной мудрости усвоил очень хорошо. Осталась теперь извлечь из него максимальную для себя пользу.