В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Николаев, гитарист, кандидат искусствоведения, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»и Георгий Мажуга, флейтист, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран».

Николай Растворцев, ведущий: Рождественские праздники в Северной столице продолжаются. Это время, когда хочется не только отдыхать, но и открывать для себя что-то удивительное, путешествовать, не выходя из дома. А что, если путешествие будет музыкальным? Сегодня у нас в студии целый мир, а точнее МИРС. Расшифровывается это творческое объединение как «Музыкальные инструменты разных стран». Кому пришла эта идея, кстати, взять строительный музыкальный инструмент? Вы от звука оттолкнулись, что нужен такой звукоиспускательный инструмент? Или, возможно, во время какого-то ремонта подумали, почему бы вот эти два движения не сделать финальным аккордом?

Георгий Мажуга, флейтист, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Идея использовать подручные инструменты пришла, я думаю, первому человеку, который стал заниматься музыкой в истории человечества, потому что народная музыка, на мой взгляд и на взгляд многих искусствоведов, и состоит из исполнения музыкальных фрагментов на всём, что может так или иначе звучать. Вот у меня сегодня с собой есть ещё один любопытный инструмент, называется он ковбелл. Вообще их нынче делают профессионально, многие серьёзные фирмы их выпускают, они такие красивые, бронзовые, новенькие и так далее. Но этот ковбелл был найден лично мною в заброшенной деревне в дремучих новгородских лесах.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как думаете, сколько ему лет?

Георгий Мажуга, флейтист, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Я затрудняюсь сказать, но, судя по тому, что с него абсолютно слезла вся бронза, лет сто, может быть. Звучит он не хуже, чем нормальный профессиональный современный ковбелл.

Николай Растворцев, ведущий: Объединение таких необычных музыкальных инструментов, и не только музыкальных, – это эксперимент, это вызов, это новое направление? Как вы сами оцениваете этот симбиоз?

Александр Николаев, гитарист, кандидат искусствоведения, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Нельзя сказать, что это какой-то эксперимент. Многие музыканты, творческие люди экспериментируют с разными стилями, и мы, соответственно, делаем то же самое. Мы нашли, как мне кажется, очень хороший повод рассказать об этом людям, и хорошие песни, которые мы хотим показать всем, сыграв их, соответственно.

Николай Растворцев, ведущий: Русская колядка с ирландской джигой. Людям без музыкального образования сложно это представить. Как они встретились, как объединились?

Александр Николаев, гитарист, кандидат искусствоведения, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Хорошей музыки очень много, а музыкального времени в пьесе обычно мало, поэтому здесь присутствует определённая творческая магия. Мы старались чем-то удивить нашу публику, наших зрителей. Сегодня можно будет узнать, как это объединяется.

Георгий Мажуга, флейтист, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Я немножко дополню. Мы с Александром давным-давно играем разную западноевропейскую инструментальную музыку, но в какой-то момент у нас пришла идея сделать отдельный цикл с песнями, с вокалом. Не с моим, слава богу, а с замечательным вокалом нашей профессиональной вокалистки Екатерины Долматовой, о которой мы ещё потом немножко расскажем. А раз уж мы всё равно это умеем и любим играть, почему бы русское не соединить, например, с тем же ирландским.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Что для вас важнее в этом проекте – историзм, аутентичность или та искра, которая возникает в процессе совмещения несовместимого, и с инструментальной точки зрения, и с точки зрения материала?

Александр Николаев, гитарист, кандидат искусствоведения, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Историзм, безусловно, важен, чтобы найти какое-то зерно, понять, от чего отталкиваться, а потом уже идёт творческое решение. Не только мы вдвоём с Георгием этим занимаемся. Весь состав музыкантов в репетиционном процессе помогает, работает над аранжировками. Кому-то приходит идея – почему бы и нет, пробуем. Получается или не получается. Обычно получается, и это прекрасно.

Николай Растворцев, ведущий: Георгий, вы в жизни совмещаете мир точных цифр и мир безграничной музыки. Эти два мира помогают друг другу или мешают? Условно говоря, вам сложнее настроить сервер или настроить индейскую флейту, чтобы она звучала?

Георгий Мажуга, флейтист, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Когда готовились эти вопросы, я сразу подумал, что обязательно расскажу: у меня в школе по алгебре была честная тройка. Я этого не скрываю и не стесняюсь, потому что от мира точных цифр я достаточно далёк. Преподаю я мультимедийные технологии – как снимать, как монтировать, записывать звук, делать сценарий и так далее. Там тоже есть гигагерцы, цифры, цифровые технологии, конечно. Но сервера я не настраиваю, хотя дома у меня всё это есть, мне это интересно. Но, наверное, я всё-таки гуманитарий, а не технарь, и мне интересен такой вот комбо-формат.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Как вы находите редкие рождественские гимны и произведения, которые будут исполнены на концерте? Это партитура, народное творчество или результаты чьих-то экспедиций?

Александр Николаев, гитарист, кандидат искусствоведения, создатель проекта «Музыкальные инструменты разных стран»: Конечно, мы смотрим, слушаем, мы находимся в этом социуме, тем более что живём в христианском мире. Удивительное событие, произошедшее 2 тысячи лет назад, мы продолжаем праздновать. Сейчас очень много материалов на эту тему. Есть материалы фольклорных экспедиций, наших и не наших. Есть определённые традиции. Интересно, например, посмотреть на восточные традиции празднования христианского Рождества – для них это нехарактерно. Есть западноевропейские традиционные вещи, которые кажутся привычными, но при детальном рассмотрении это не совсем так. А песни, которые будут звучать на концерте, – это та музыка, которая нам нравится. Из всего этого объёма, этого океана рождественской музыки мы выбрали ряд композиций, которые, на наш взгляд, максимально подчёркивают и раскрашивают Рождество.