Николай Цискаридзе, ректор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, народный артист России:

Мне было 7 лет, когда я первый раз приехал в Петербург, и сюда пришёл. И я уже видел всё это в книжках я видел это по телевизору и в кино, и очень хотел увидеть этого воочию. Вот это пространство, воздух, оно, конечно, очень сильно впечатлило. И сочетание белого и золота такого благородного оттенка восхищает.
Конечно, тронный зал, и вообще представить сколько здесь происходило важных событий для Империи, для нашей страны. Потом ещё всё время, когда ты читаешь о балах, ты умеешь танцевать, и ты этому учишься, да, когда, ты представляешь вот этот полонез, который открывал бал, и вот императорская фамилия полонезом шла через все залы для того, чтобы открыть этот бал. Всегда это хотелось увидеть. И вдруг я повзрослел, и мне выпала честь приходить сюда часто вот в такое время, когда нет никого, когда можно пройтись по
залам, посмотреть и немножко помечтать, что ты немножко император.
По-моему, в 2015 году читали в прямом эфире все «Войну и мир». И мне выпало читать отрывок «Кутузов на Бородинском поле». И я читал именно отсюда, из этого зала. Это было так торжественно, когда это снимали.
Как любому ребёнку больше всего хотелось оказаться здесь, увидеть «Павлина». Я помню, как мы специально с мамой пришли, в 12 часов заводили «Павлина». Это необыкновенное впечатление. Когда уже стал взрослым, всё равно ощущение щенячьего восторга от этих движений.
Дело в том, что я рос в то время, когда нельзя было дома иметь христианские артефакты. И у меня семья была очень верующая. У няни были иконы, а мама работала в школе и нельзя было. То у неё была безумно красивая работа, на очень хорошем картоне сделано, вот эта Богоматерь. И она у неё всегда стояла. В детстве я это очень много рассматривал, и мне казалось почему-то, что это какая-то часть нашей семьи, а потом уже, когда мы сюда пришли, и я увидел оригинал, конечно, я понял чья это работа. А когда уже повзрослел, понял и смысл.
Что такое произведение искусства? Когда ты можешь наслаждаться бесконечно. Я всё время говорю: «Если бы я хотел жить, я хотел бы жить здесь». У меня была такая мысль, что когда я совсем стану старенький, не смогу уже работать, то я буду смотрителем в этом зале.
Это домашний театр Екатерины II. Балетное образование и балет в России пошёл вот с этого священного места. Когда идут концерты или репетиции я всё время стараюсь сесть на место моей любимой Екатерины Алексеевны, и смотреть или руководить репетицией с её места. Что самое удивительное, что прошло уже больше ста лет как здесь нет семьи, которая владела этим дворцом, но вот это ощущение дома — это здесь существует.