В гостях у программы «Утро в Петербурге» Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште и Мария Галкина, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня в Шереметьевском дворце состоится торжественное закрытие II Международного фестиваля «Мир классического романса». Вечером зрителей ожидает праздничный концерт, посвящённый 185-летию со Дня рождения выдающегося российского композитора Петра Ильича Чайковского.

Николай Растворцев, ведущий: Все подробности узнаем у гостей.

Марианна Дьякова, ведущая: Очевидно, что романс – жанр, который может быть интересен широкому зрителю, в том числе молодёжи, но для этого нужно погрузиться, открыть его для себя. Как это правильно сделать? С чего начать, если романс пока кажется чем-то далёким? Что бы вы порекомендовали послушать сначала, чтобы влюбиться в жанр?

Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште: Начнём с того, что этому жанру много веков, и он незаслуженно забыт. Благодаря Оксане Фёдоровой и фестивалю мы его возрождаем понемногу, притягиваем людей обратно. Почему появился жанр романс? Раньше не было интернета, и людям нужно было чем-то заниматься вечерами. Собирались в небольших комнатах, салонах, у рояля сочиняли новые романсы и представляли публике. Как правило, это происходило каждую неделю, поэтому так много написано романсов: нельзя было исполнять одни и те же произведения для одних и тех же людей. Потом всё было забыто, потому что пришёл век интернета, стало казаться, что это никому не нужно. Но сейчас мы, оперные певцы, работая в оперных театрах, возрождаем жанр. Это миниатюра: 3 минуты, но в них нужно вложить жизнь, чтобы душа развернулась и свернулась. Это сложно – не 3 часа оперы, где персонаж развивается постепенно, а очень сжатая форма. Сейчас это особенно актуально.

Николай Растворцев, ведущий: Мария, как вы пришли к романсу? Сразу ли он появился на вашем творческом пути или сначала это было предложение попробовать?

Мария Галкина, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь: Благодаря Санкт-Петербургской консерватории, которую мы закончили. База, которую мы получаем, – это не только классическая школа, но и камерная музыка. Диапазон широкий: от старинного романса и классического русского романса до немецких и французских. Это разная стилистика, культура, язык, свои нюансы. Пять лет ты занимаешься тем, чтобы определить, насколько ты оперный певец или камерный, потому что диапазон голоса, возможности и актёрские данные раскрывают твоё будущее: работать ли тебе в оперном театре или давать концерты как камерный певец.

Николай Растворцев, ведущий: Сразу ли случилась любовь к романсу или сложности жанра сначала отталкивали?

Мария Галкина, солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь: Мне кажется, романс раскрывается с каждым годом твоего взросления и становления как творческой личности. В 20 лет нравятся драматические произведения, романсы, арии – хочется чего-то глубокого. Это слушается со стороны педагога, но исполнить осознанно получается позже. Со временем начинаешь переживать этот материал, исполнять его по-другому, и это доходит до зрителя. Приходит время, когда рассказанная история имеет другой смысл. Потом какой-то романс становится исполнять сложнее, или наоборот проще. Благодаря романсу мы раскрываем своё.

Марианна Дьякова, ведущая: Если возвращаться к концерту закрытия: мы знаем, что Пётр Ильич Чайковский написал более 100 романсов. В программе будут только его романсы или что-то ещё?

Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште: В этом концерте – только романсы Чайковского, потому что мероприятие посвящено его творчеству. В этом году ему исполняется 185 лет.

Марианна Дьякова, ведущая: Как развивается современный романс? Есть ли композиторы, которые пишут в этом жанре сейчас? Как вам новые произведения?

Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште: Есть композиторы, которые пишут, но популярность набирается очень сложно, потому что привыкли, что романс – это тот век. Современники предпочитают исполнять ближе к Чайковскому.

Николай Растворцев, ведущий: Для зрителя фестиваль – это общение с музыкальными гениями, но для артистов – ещё и новое профессиональное знакомство. Насколько вас может объединить романс и фестиваль? Что вы получаете от таких встреч?

Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште: Вы абсолютно правильно подметили. Каждый раз на концертах и фестивалях мы встречаем новых коллег. Как правило, это дружба на многие годы. Мы можем встретиться здесь, потом в другом городе, на другом фестивале. Это действительно близкие знакомства, потому что несколько дней мы проводим вместе, круглосуточно. Нужно подстраиваться под друг друга, помогать, чувствовать. Это очень здорово, что есть фестиваль, который нас объединяет.

Марианна Дьякова, ведущая: Наши зрители, возможно, ещё сегодня смогут попасть на концерт. Как бы вы их пригласили?

Полина Шамаева, солистка Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште: Мы сегодня выступаем в большом зале Шереметьевского дворца. Это антураж, идеально подходящий для романса: камерная музыка сложна для больших залов. Романс написан для комнаты, салона. Здесь выбрано идеальное пространство. Если сегодня есть билеты, каждый должен прийти и окунуться в атмосферу – с красивым приглушённым светом, почувствовать себя в том веке, красиво нарядиться.