В гостях у программы «Утро в Петербурге» Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга.
Николай Растворцев, ведущий: Количество обращений в прокуратуру постоянно растёт. Только за первые полгода 2025-го зарегистрировано более 200 тысяч заявлений. Конечно, эти цифры свидетельствуют о доверии граждан к органам прокуратуры и готовности обращаться туда с любыми нарушениями закона.
Марианна Дьякова, ведущая: Но действительно ли каждая жалоба должна рассматриваться исключительно прокуратурой или существуют другие пути решения проблемы?
Николай Растворцев, ведущий: Мы часто слышим фразу: «Я буду жаловаться сразу прокурору».
Марианна Дьякова, ведущая: Насколько это действительно правильно или есть целый ряд вопросов, проблем, с которыми нужно обращаться в совершенно другие органы?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Из анализа поступающих обращений видно, что граждане, изучив закон о прокуратуре, считают, что по любым вопросам нужно обращаться именно к прокурорам. Вместе с тем это не соответствует установленному порядку. Существует система контрольно-надзорных органов с закреплёнными полномочиями, в состав которых входят эксперты, специалисты, компетентные по узким вопросам. Кроме того, закон о прокуратуре говорит, что органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организации.
Николай Растворцев, ведущий: С какими проблемами чаще всего связаны обращения? Как правильно подать обращение?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Граждане чаще всего жалуются на нарушение трудовых прав, на нарушения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на действия и бездействие судебных приставов, должностных лиц правоохранительных органов. Чтобы подать обращение, можно направить его как в письменной форме, так и в электронной. В обращении следует указать фамилию, имя, отчество заявителя, почтовый либо электронный адрес, на который должен быть отправлен ответ, и кратко изложить суть вопроса своими словами. Обращение можно подать через Единый портал органов прокуратуры Российской Федерации, в личном кабинете на портале Госуслуг, а также прийти на приём к дежурному прокурору и подать его в ходе личного приёма.
Николай Растворцев, ведущий: Правда ли, что, когда лично приходишь, дело как будто бы быстрее рассмотрят и больше сочувствуют, чем когда просто заполняешь сухую форму? С точки зрения сроков и порядка рассмотрения есть ли разница, пришёл ли человек лично или отправил электронное письмо?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Разницы нет абсолютно никакой.
Марианна Дьякова, ведущая: Существуют так называемые «веерные» обращения, когда очень много граждан по одному и тому же вопросу обращаются в прокуратуру. Как прокуратура с такими обращениями работает? Каждому отвечает или есть механизм, когда один ответ для целой группы?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Такие обращения очень популярны среди граждан, это один из инструментов реализации права на обращение. Мы их регулярно отслеживаем, докладываем руководству, принимаем меры по устранению проблемы и купируем её целиком. Каждому заявителю отвечают отдельно, потому что все обращения индивидуальные. Просто вопрос один и, скорее всего, ответ будет одинаковый.
Марианна Дьякова, ведущая: Действует ли как-то на прокуратуру то, что обращений не одно, а, например, 100? Значит ли это, что проблема действительно весомая? Или вы понимаете, что иногда такое делается специально, чтобы расшатать ситуацию или привлечь внимание?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Действительно, может быть и так, что такие обращения привлекут внимание прокурора. Но может быть и так, что видно, что это сделано специально. Прокурор это понимает, видит по тексту обращения. Некоторые злоупотребляют.
Николай Растворцев, ведущий: Особая категория – это обращения жителей блокадного Ленинграда. Как они рассматриваются?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Как только поступает такое обращение, оно незамедлительно ставится на контроль прокурором Санкт-Петербурга и рассматривается в особом порядке.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы сказали, что огромное количество обращений в прокуратуру было за 2025-й год. Если посмотреть статистику, как эти обращения в конце концов разрешаются? Какова статистика?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Скажу сухую статистику. Вы уже назвали цифру 200 тысяч. Из них 46 тысяч мы направили в иные ведомства для разрешения по существу. Свыше 101-й тысячи мы оставили непосредственно в органах прокуратуры и рассматривали сами – это фактически каждое второе зарегистрированное обращение. Из них 68 тысяч касалось вопросов федерального законодательства. Прокуроры удовлетворили уже в этом году более 16-ти тысяч обращений, это каждое шестое обращение. Под удовлетворением понимается не просто принятие мер прокурорского реагирования, а полное устранение фактов нарушения прав граждан. Только в этом случае мы можем прекратить проверку по обращению.
Николай Растворцев, ведущий: Как вы оцениваете в целом, насколько активно наши граждане выражают свою гражданскую позицию?
Мария Сорокина, прокурор отдела по рассмотрению обращений и приёму граждан Прокуратуры Санкт-Петербурга: Обращения – это источник информации о серьёзных проблемах в городе, поэтому хочется отдельно поблагодарить граждан за их активную гражданскую позицию. Нередки случаи, когда о серьёзных городских проблемах мы узнаём непосредственно из обращений.