В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ксения Павлова, актриса и Алесь Снопковский, актёр.
Марианна Дьякова, ведущая: Большой театр кукол представляет новую постановку второй части трилогии Руслана Кудашова «Евгений Онегин. Урок русской литературы». Название второго акта «Заговор мёртвых поэтов». Эта премьера перенесёт зрителя в конец XX века, окунувшись в атмосферу русского рока 1990-х годов. Пушкин и русский рок 1990-х. Как это связано и как родилась такая идея?
Алесь Снопковский, актёр: В нашем театре издавна используется русский рок в репертуаре. У нас есть трилогии поэтам второй половины XX века. Это Башлачёв, Бродский, Летов, Высоцкий. Наш мастер, главный художественный руководитель театра, изначально хотел поступать на филфак, потом его направили в театральную режиссуру и актёрское мастерство. Он очень трепетно относится к русскому языку. В юности он активно участвовал в жизни той тусовки, которая любила эту музыку, любила этих поэтов. Ему это близко, и он часто к этому прибегает. Ему кажется, и я уверен, что у всех поэтов есть один источник – русский язык, и они во многом связаны. Поэтому он обращается к поэтам, которые близки ему, и здесь он пытается соединить их с Пушкиным. Для него это важно, потому что поэзия не умирает, но, мне кажется, от нас отдаляется в том потоке, чем раньше. Русский рок занимал нишу.
Николай Растворцев, ведущий: Название «Урок русской литературы» – это отсылка к формату, к академичности, к любви к языку, к филологии?
Ксения Павлова, актриса: Да, но это вход в историю. У нас есть первый спектакль, там с первой по третью главу, и мы задаём принцип урока литературы. Там школьный класс, сценография, всё происходит в таком пространстве. Это хороший мостик для современного зрителя, чтобы роман стал ближе.
Алесь Снопковский, актёр: Много ли будет людей, которые, не посмотрев первую часть, придут сразу на вторую? Такие люди будут. Стоит ли им ознакомиться с тем, что было в первой части, хотя бы по фото? Наверное, да. Но им будет сложновато понять контекст, потому что есть класс, есть педагог Пушкин. Прекрасно, что режиссёр придумал, что в классе у Пушкина учились все поэты-рокеры того времени. Они учились у него. Представьте: в одном классе учился Горшок, Летов, Дыркин. При педагоге Пушкине такое могло бы случиться.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы несколько раз говорили о зрителе. Кто этот зритель, какого он возраста, кого вы ждёте?
Алесь Снопковский, актёр: Тяжело ответить.
Ксения Павлова, актриса: Мне кажется, сила Большого театра кукол в том, что у спектаклей есть разные слои для разного зрителя. Для семейного просмотра подходит большинство спектаклей театра, на мой взгляд. На первой части были школьники, которые проходят этот материал, и интересно наблюдать за их реакцией. Насколько то, что мы передаём, становится им близко. Это интересный вызов и для нас, и для режиссёра – заинтересовать современную молодёжь.
Марианна Дьякова, ведущая: Мы услышали, что это урок, где Пушкин – учитель, педагог, а Майк Науменко и Егор Летов – ученики. А Евгений Онегин – где?
Алесь Снопковский, актёр: Он везде, это всё пропитано им. Он бывает в школе. Мы с помощью текста иногда ведём свои линии по драматургии больше, чем мысль в тексте ведётся. Мы говорим одно, подразумеваем другое, и всё накладывается так, что появляется более объёмная картинка. Есть смысл Пушкина, есть смысл Руслана Равилевича, и вместе получается третье и, возможно, новое понимание.
Ксения Павлова, актриса: Важно сказать, что это текст Пушкина. Мы идём по тексту Пушкина.
Марианна Дьякова, ведущая: Финал такой же или другой?
Алесь Снопковский, актёр: Сейчас вторая часть, мы доходим до дуэли Онегина и Ленского, и зрители увидят, что произойдёт. Он схож с сюжетом романа. А вот в третьей части, нам немного сказали, но вскользь, финал там будет иной.