В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ.

Николай Растворцев, ведущий: В Новый год многие из нас отправляются с новыми целями и планами. Но что делать, если через месяц, год или через 10 лет путь к мечте превращается в источник постоянного стресса и разочарования? Где та грань, за которой упорство становится вредной одержимостью? Может ли отказ от цели быть не поражением, а актом мудрости и заботы о себе?

Марианна Дьякова, ведущая: Эти вопросы теперь имеют научно обоснованные ответы. Учёные выяснили, по каким признакам можно понять, что цель пора пересмотреть или оставить, чтобы сохранить психическое здоровье и найти более реалистичный путь к успеху. Получается, что из того, что мы услышали в исследовании, умение вовремя остановиться и пересмотреть цель – это не слабость, а важный навык современного человека.

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Да, абсолютно точно, потому что возможностей сейчас много, а времени у нас ограниченное количество. Соотнести цели и результаты, которые мы хотим получить, с нашими силами и ресурсами – важная задача.

Николай Растворцев, ведущий: Как отличить мудрость от слабости? Как человеку без помощи психолога понять, когда пора менять курс?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Здесь можно выделить два важных момента. Первый – мудрость или слабость. С точки зрения исследования, мудрость – это гибкость, способность оценить, как я двигаюсь к цели, осмыслить процесс. Если методы не работают, скорректировать их, возможно, построить новую цель, найти новые смыслы и подходящие варианты, чтобы продвинуться. А слабость – это финал, когда мы теряем ресурсы, силы и желание. Корректировка целей придаёт энергию. Поэтому усталость – когда мы работаем, устаём и восстанавливаемся. Кризис – когда мы думаем, зачем всё это, ради чего, и даже после отдыха цель вызывает апатию, тревогу, грусть. Это первый критерий. Второй – усталость связана с нехваткой времени, сил, сложной задачей, а при кризисе – с неуверенностью и ощущением, что что-то делаем не так, с чувством безнадёги.

Марианна Дьякова, ведущая: Нас с детства воспитывают в парадигме не сдаваться: даже если не получается, надо ещё и ещё. Но, наверное, в том русле, о котором мы говорим, это не совсем верная установка, потому что цель может требовать корректировок, и биться головой об стену не нужно.

Николай Растворцев, ведущий: Как правильно преодолеть пораженческие настроения?

Марианна Дьякова, ведущая: И не считать себя неудачником, если просто бьёшься головой об стену, а цель не реализуется?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Важно, что, если мы понимаем, что цель не рабочая, и переформулируем её, ищем другие варианты достижения, то у нас нет чувства вины, апатии. А если тупик, и мы опускаем руки, то, возможно, стоит отказаться, чтобы сохранить психическое здоровье.

Николай Растворцев, ведущий: Но детям, наверное, нужно сказать как-то по-особенному?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Здесь тонкий момент. Как мы сказали, мудрость – это способность отказаться от существующей цели, чтобы сформулировать новую.

Николай Растворцев, ведущий: Исследование указывает, что постоянная тревога и стресс – сигналы к пересмотру цели или отказу. Но если цель значимая, разве она не сопровождается здоровым стрессом? Как отличить мобилизующий стресс от разрушительного?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Вы правы. Мобилизующий стресс ситуативный: например, выступление – и мы активируемся, появляется адреналин, желание решить задачу. А если тревога постоянная, если неудача в одной цели переносится на все сферы жизни – это тревожный сигнал.

Марианна Дьякова, ведущая: А как правильно сформулировать цель? Многие на Новый год пишут записки. Нужен ли ритуал, фиксация? Может быть, признаться всем вокруг, чтобы потом невозможно было отказаться? Нужно ли что-то делать с точки зрения психологии, чтобы стать ближе к достижению цели?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: С одной стороны, приятный ритуал – скоро Новый год, будем загадывать желания. Но с точки зрения экологичной формулировки, важно не задавать жёсткую цель вроде «к 31-му декабря похудеть на 3 килограмма». Цель должна быть гибкой, адаптивной и экологичной и для нас, и для других, чтобы не получилось, что мы бросили все ресурсы на похудение, забыв про близких и общение.

Николай Растворцев, ведущий: Как правильно дать обратную связь близкому, если кажется, что он тратит жизнь впустую, но мы не хотим разрушить отношения? Можно ли как-то подсказать?

Ольга Гофман, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии СПбГУ: Я бы вообще не стала давать близким тревожную обратную связь. Мы стараемся принимать решения, которые нас продвигают и хороши для нас. Поэтому я бы разговаривала с позиции поддержки. Как ты видишь результат? Что тебе мешает? Что тебе важно в этой цели? Как бы ты хотел, чтобы получилось? Сколько времени ты себе даёшь, чтобы понять, достижима цель или нет?