КОНСТАНТИН НЕМЧИНОВ, кандидат географических наук, заведующий лабораторией климатического контроля государственного Эрмитажа.
Пришёл работать я в Эрмитаж сразу после окончания аспирантуры в Российском государственном гидрометеорологическом университете. И, надо сказать, был крайне удивлён, что в музее может быть востребован гидрометеоролог. Но, как оказалось, сохранность предметов искусства во многом зависит от температуры и влажности, и их необходимо измерять.
Внимательный посетитель музея может увидеть в некоторых залах вот такой неприметный датчик с антенной, который измеряет температуру и влажность и передаёт на диспетчерский пульт в нашей лаборатории. В наши обязанности входит также и поддержание влажности в климатических витринах, в том числе в двух витринах с шедеврами Леонардо да Винчи.
Климатический комплекс состоит из контрольного датчика в рабочем объёме витрины. И вот здесь ниже непосредственно система поддержания влажности. Время от времени, ну где-то раз в две недели, мы меняем такие кассеты и заливаем дистиллированную воду. Для снижения концентрации вредных частиц в музее мы используем высокоэффективный фильтр в системах вентиляции и кондиционирования. Там, где этого недостаточно, мы дополнительно используем портативные воздухоочистители. Поэтому посетители музея там, где есть вот такой вот прибор, могут подышать очень чистым воздухом. На улице, если вот сейчас миллионов, наверное, 50 вредных частиц, то у нас в залах 9-8. Вот так вот у нас хорошо.
А это лестница в нашу лабораторию, по которой я ежедневно поднимаюсь и спускаюсь много-много раз. Ну вот мы в лаборатории климатического контроля. Сюда стекается вся информация по температуре и влажности со всех зданий Эрмитажа. Всего у нас климатологов 7, практически «Великолепная семёрка»! Ну и вот здесь вот вы можете видеть, как выглядит на мониторе система климат-контроля.
Мы открываем интересующий нас зал. Вот температура 21-22 градуса и влажность в районе 40%. Все более-менее в порядке.
Когда я заканчивал университет и планировал работать в области гидрометеорологии, то все мои мысли были связаны в большей степени с какими-то экспедиционными практиками, поездками на водные объекты. А жизнь сложилась так, что я провожу её во дворце.